Судьба "евроблях": фискалы начали охоту на автомобили с иностранными номерами [ Редагувати ]
Политики уже, кажется, откровенно боятся решать проблему "евроблях". В коалиции обещали еще до ноября принять законопроект, который сделает легальными сотни тысяч завезенных из Европы машин.
И пока депутаты медлят - фискалы действуют. Уже договорились с Литвой о расследовании законности ввоза в Украину машин из этой страны. Не отстают и суды, уже не первый раз появляются новости о штрафах в несколько миллионов гривен за "евробляхи". Скольким украинцам придется платить такие штрафы? И почему все-таки законодатели медлят?
Небольшой рынок возле одной из станций метро на окраине столицы. Здесь можно купить бытовую химию, овощи, фрукты и машину. Вот такую. Или даже такую. Здесь продают так называемые бляхи - от польского слова "номер". Автомобили - на европейских номерах.
"Вы тут продаете машины? - Нет, сидим тут ради спортивного интереса. - И как, успешно? - Нормально, слава Богу".
Просят не снимать. Говорят, клиентов распугаем.
Новые, старые, дешевые или класса люкс. Выбор на любой вкус. Разбитый Golf или Audi здесь можно приобрести всего за тысячу-две евро. Эти же машины с украинскими номерами стоили бы в 2-3 раза дороже.
"Украинская машина такая Х5 стоит примерно 18, значит такой стоит 9, в полцены дешевле. - Полиция потом не остановит? - Так поедем, покатаемся, посмотришь, человек катается, вроде не останавливает".
Такие автомобили в Украину завозят иностранцы. Прямо на рынке вас впишут в доверенность. Возьмут деньги и отдадут ключи. Стать "евробляхером" можно за несколько минут.
Но к машине на бляхе бонусом можно приобрести и судебные проблемы. Именно так произошло с жительницей Одессы Светланой. Ее историю на днях рассказали журналисты.
Два года назад она купила элитный внедорожник Cadillac Escalade с литовскими номерами. Однако вскоре ее остановили полицейские, машину отвезли на таможню и выписали женщине рекордный штраф - 3 миллиона 600 тысяч гривен за езду на нерастаможенном авто. Сейчас машина на штрафплощадке. А Светлана пытается доказать свою правоту в суде.
И сегодня в Государственной фискальной службе отчитались об очередном ЧП. Гражданина Литвы, который ввез в Украину "Мерседес", оштрафовали на 3 миллиона 300 тысяч гривен. Оказалось что у него есть и украинский паспорт, да и живет владелец авто постоянно в Украине, а значит, ввозить машину без растаможки права не имеет.
На защиту евробляхеров встал губернатор Закарпатья Геннадий Москаль. На днях он разрешил всем водителям таких машин с местной пропиской ездить по области в течение одного года без растаможки.
"Я поклався на Конституцію, поклався на то, що тот же плєнум Верховного Суда каже: якщо є закон України і є міжнародно-правовий документ, який суперечить закону України, але він ратифікований Верховною Радою як Стамбульська конвенція, то він має найвищу силу"
В Государственной фискальной службе такому удивились. И уточнили: решение носит сугубо рекомендательный характер. Но юристы уверены: теперь перекупщиков станет еще больше.
"Я думаю що народні умільці захочуть на цьому зловживати, вони будуть їхати в Закарпатську область. Отримувати так звану прописку. Митниця буде складати протоколи про порушення митних правил і звичайно громадяни будуть оскаржувати це все в судах і в нас будуть суди завантажені ще більшою кількістю справ про порушення митних правил", - предполагает адвокат Владимир Марусяк.
Дел уже не мало. В последнее время новостей о крупных штрафах для владельцев авто с еврономерами все больше. Штраф на полтора миллиона гривен в Черкассах, на 400 тысяч в Киеве. На 600 в Одессе. Во всех этих случаях машинами с литовскими или польскими номерами украинцы управляли по доверенности. А значит, штрафы незаконные, - уверен юрист.
"В даному випадку до адміністративної відповідальності притягується лише особа, яка здійснила ввезення. Таким чином громадяни України, які не ввезли цей транспортний засіб, не можуть притягатися до відповідальності за порушення митного режиму тимчасового ввезення", - утверждает юрист Иван Казачук.
Иван юрист фирмы, занимающейся ввозом в Украину авто с еврономерами, оформленными на иностранные фирмы. Продавцов "блях" на рынках коллегами не считает. Уверен, что завозить по доверенности нельзя. Ведь в случае ДТП, такой водитель может просто сбежать. И кто был за рулем - ни полиция, ни таможня не установят.
Внести ясность в ситуацию с еврономерами может Верховная Рада. Там лежат уже 23 законопроекта о полной или частичной легализации бляхеров. Но вот в Ассоциации автоимпортеров уверены, что принимать их не станут. Ведь "бляхи" - прибыльный бизнес! За свои услуги перекупщики берут не менее тысячи евро.
"Активисты говорят, что 2,5 миллиона автомобилей, умножьте 1000 евро на 2,5 миллиона. Это украинцы за прошлый год или за этот выдали налом 2,5 миллиарда евро - почти 80 миллиардов гривен и заплатили не за машины, а заплатили за услуги", - говорит глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и диллеров Олег Назаренко.
Вместо легализации в Ассоциации предлагают отменить налоги за растаможку всех авто.
"Я категорический противник легализации "евроблях", но я сторонник отмены или значительного уменьшения налогов на импорт авто и на новые и б/у. Для всех украинцев. То есть, сделать не 10 процентов, как сейчас, а нулевую пошлину", - говорит глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и диллеров Олег Назаренко.
Пока все спорят, что же делать, из-за бума еврономеров Украина уже рискует приобрести дурную славу. Власти Литвы на днях пообещали начать расследование, как у нас оказались почти 60 тысяч машин с литовскими номерами. А в немецком городе Галле правоохранители задержали трех чиновниц, которые занимались занижением возраста автомобилей, предназначенных для продажи в Украине.
И сегодня же в Харькове под зданием местной налоговой, на митинг протеста собралось несколько десятков владельцев вот таких автомобилей.
Активисты гражданского объединения "Авто Евро Силы" выступают против первых судебных решений о штрафах за "евробляхи". Подобные митинги обещают и по всей стране.