Сообщество демократического выбора: Политика или экономика? [ Редагувати ]

Украина и Грузия еще только намерены создать Сообщество демократического выбора из государств балто-черноморско-каспийского региона, а пресса уже оперативно навешала на него ярлыки: кто-то - раскольнический, кто-то наоборот - интеграционный. Киев и Тбилиси витают в демократических облаках, Москва не знает на кого злиться больше - на Украину и Грузию, "разваливающих" СНГ декларативно, или на Туркменистан, делающий это вполне реально. Поэтому, несмотря на апокалипсические сценарии некоторых российских журналистов, на дипломатическом уровне все пока тихо-мирно.
СДВ: Политика
Общая идея оглашенной Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили так называемой Боржомской декларации сводится к образованию коалиции государств балто-черноморско-каспийского региона с целью распространения и укрепления в этой области общих демократических ценностей. Предполагается, что к участию в организации будут приглашены (кроме, естественно, Украины и Грузии) Польша, Армения, Азербайджан, Литва; возможно также участие других стран Прибалтики, Болгарии и Румынии. России, ЕС и США изначально отводится роль наблюдателей. Впрочем, позже первый замглавы МИД Украины Владимир Огрызко заявил, что СДВ открыто для присоединения к нему России.
Российские СМИ мгновенно охарактеризовали будущую коалицию как антироссийскую и обвинили Украину с Грузией в очередной попытке развалить СНГ (первой попыткой, очевидно, нужно считать ГУУАМ, впоследствии - ГУАМ). Интересно, что главным выразителем подобных идей стало издание, которое воспринимается как критическое по отношению к Кремлю - "Коммерсантъ". Именно с его подачи о СДВ заговорили как об "альтернативном СНГ без России" и "балто-черноморского санитарном коридоре". С другой стороны, издания, которых в излишней оппозиционности не упрекнешь, - "Известия", "Российская газета", "Время новостей" и другие - на своих страницах разместили вполне умеренные статьи, авторы которых не опускались до навешивания ярлыков.
Им в унисон прозвучали поочередные заявления руководителей МИДов Украины, Грузии и России. Борис Тарасюк подчеркнул, что СДВ "не может, по призванию и предназначению, быть альтернативой СНГ". Саломе Зурабишвили на саммите СНГ в Казани подтвердила, что "речь на этом этапе о развале СНГ не может идти". И наконец, Сергей Лавров заверил журналистов, что "создание СДВ... не направлено против России". Прямо идиллия какая-то: когда еще Киев, Тбилиси и Москва были так дипломатично единодушны?
Тем не менее, в российской, белорусской и даже казахской прессе до сих пор появляются материалы пропагандистского характера, направленные против СДВ в общем и Украины с Грузией в частности. В них мнение о "санитарном" характере будущего Сообщества подтверждается ссылками на недостаточную демократичность самих стран-основателей (согласимся, достаточно обоснованно); на "американский след" в процессе его создания (может быть, но совершенно не обоснованно); и на то, что оно станет плацдармом для экспорта "цветных революций" в Центральную Азию (полный бред!). При всем при этом из поля зрения многих аналитиков выпадает очень перспективная экономическая составляющая СДВ. А зря...
СДВ: Экономика
Идея интеграции постсоветских республик от Балтийского до Черного моря, возникшая в начале 90-х годов в Минске, с самого начала имела ярко выраженную экономическую окраску. Политики из белорусского Народного фронта выдвинули идею объединения Украины, Белоруссии и Прибалтики, которые бы таким образом контролировали все транспортные потоки между Европой и Россией, в том числе трубопроводы на этой территории. Таким образом, становилось возможным существенное уменьшение энергетической зависимости этих стран от России. Однако после прихода к власти Александра Лукашенко все инициативы в данном направлении оказались заморожены.
И вот недавно место Беларуси заняла Польша, а нефтепровод Одесса-Броды стал первым шагом в реанимации балто-черноморского союза (правда, реверс "трубы" несколько затормозил этот процесс). В таком свете совсем не случайны слова Боржомской декларации о перспективности региона "в сфере транзитных коридоров, энергоисточников и путей коммуникаций между Европой, Центральной Азией и Дальним Востоком". Также становится понятным привлечение к участию в СДВ Азербайджана (как источника углеводородов) и Армении (как перевалочного пункта). Более того, в случае успешной институционализации, СДВ может стать отличным коридором для транспортировки в Европу иранских нефти и газа, о чем уже не первый год толкуют лидеры ЕС. А в этом направлении уже сделано немало: недавно Иран и Украина подписали протокол о покупке нашей страной 30 миллиардов кубометров газа ежегодно для внутреннего потребления, а также об экспорте 20 миллиардов в год в Европу.
В экономической составляющей СДВ серьезно заинтересована и Польша. С практически неизбежным скорым приходом к власти в Германии консервативной Анжелы Меркель, не склонной как Шредер заигрывать с Путиным лишь из-за нефти и газа, экономическое сотрудничество Варшавы и Киева, вероятно, получит горячую поддержку в Берлине. Для Германии, крупнейшего в ЕС импортера российских углеводородов, вопрос диверсификации поставок энергоресурсов хоть и не стоит так остро как для Украины, но, тем не менее, является приоритетным. Таким образом, СДВ имеет все шансы быть косвенно поддержанным страной - одним из лидеров Старого света. В общем, с подобной точки зрения СДВ следует воспринимать не как "анти-СНГ", а своеобразную реинкарнацию ГУАМ или как "анти-ЕЭП", имеющий целью через экономику подчинить себе политику стран-участников.
Не было б морали...
Хотелось бы подчеркнуть, что приведенные выше выкладки базируются лишь на не содержащей никакой конкретики Боржомской декларации Ющенко и Саакашвили, да на логических измышлениях автора. Подводить претендующие на какую-либо завершенность итоги до сентябрьского саммита Сообщества демократического выбора не имеет смысла. Можно лишь вывести промежуточную мораль сей "басни" и очертить основные тенденции.
Итак, мораль первая. Как следствие неэффективности механизмов СНГ новые претенденты на лидерство на центральноевропейской части постсоветского пространства находят альтернативные пути реализации своих амбиций. Инициативы бывших республик по созданию региональных "групп по интересам" более не воспринимаются официальной Москвой как прямая угроза ее доминированию, тем более, что в формат СНГ изначально предполагал их появление. Россия, которая сама участвует в многочисленных подобных организациях (ЕЭП, ЕврАзЕС, ШОС, ОДКБ), начинает понимать, что препятствование другим странам только настраивает их руководство и народы против Кремля.
Мораль вторая. Инициируя создание региональных организаций "без России" на постсоветском пространстве, следует учитывать и ее интересы. Автор ни в коей мере не имеет ввиду "испрашивание позволения" Москвы на осуществление какого-либо внешнеполитического действия, нет. Но если Украина и Грузия настаивают на равноправных и стабильных отношениях с Россией, то, подавая хороший пример, надо бы позиционировать себя как прогнозируемого партнера, не опускающего роль единственной страны, имеющей выход и к Балтийскому, и к Черному, и к Каспийскому морям до уровня простого наблюдателя. Можно предложит; а принимать предложение или нет - это уже дело высшего госменеджмента РФ. В противном случае настороженное отношение Кремля и истерия в российских СМИ "зачинщику" гарантированы.
Мораль третья. Создавая организацию, главной целью которой является демократизация целого региона, следует либо сначала разобраться со своими проблемами, либо четко дать понять, что эта самая демократизация будет проводиться и внутри страны-инициатора, а не лишь экспортироваться в модифицированной форме своим соседям. Для этого необходимо обеспечить участие в коалиции как развитых стран-членов или кандидатов на вступление в ЕС, так и государств, которые только встали на путь демократических преобразований. Чтоб было у кого набираться опыта и кому его передавать.
И наконец, мораль четвертая, оптимистическая. Боюсь сглазить, но похоже, что инициативы новой украинской власти в вопросе диверсификации поставок природных энергоресурсов обретают перспективы не только в политических лозунгах, а в реальной международной экономической жизни. Создание СДВ, "аверс" нефтепровода Одесса-Броды, сооружение его участка до Плоцка, строительство НПЗ под Одессой и иранско-украинские газовые переговоры могут оказаться звеньями одной цепи, которая позволит Украине ослабить собственную энергозависимость.