Наша песня хороша... "Трубу" снова меняют на газ? [ Редагувати ]

На вчерашней пресс-конференции в Кремле Владимир Путин очередной раз проартикулировал интерес Москвы к украинской газотранспортной системе. И впервые допустил возможность участия украинцев в совместной разработке российских газовых месторождений. Между тем, некоторые факты свидетельствуют, что данный вопрос обсуждается сторонами достаточно давно.
Украина предлагает России революцию
Каждый год пресс-конференция президента России в 14-м корпусе Кремля приносит какую-нибудь сенсацию. Российские и зарубежные журналисты, очевидно, надеялись, что Путин наконец укажет на своего преемника на президентском посту после 2008 года - вопросы на эту тему задавались ему несколько раз. Однако ВВП просто уходил от ответа, сначала отшучиваясь, потом огрызаясь ("Вы меня затюкали просто!") - по-видимому, эта тема его серьезно раздражала. В результате за неимением имени преемника журналисты принялись делать сенсации из других заявлений Путина - о Литвиненко, гей-парадах и "газовом ОПЭК". Для Украины таковым оказалось известие о перспективах развития сотрудничества России и Украины в газовой сфере, которое предполагает допуск нашей страны к разработке российских газовых месторождений. "Украина хотела бы не только создать консорциум, но и войти в добычные активы РФ", - пояснил Путин. Сам ВВП назвал эти предложения "революционными", но не увидел серьезных препятствий, "почему бы нам не сделать это". Кроме того, он подчеркнул, что сейчас над этим работают эксперты и вопрос должен решаться на корпоративном уровне; вместе с тем, "со стороны государства никаких препятствий не будет".
Из слов президента России получается, что реанимация идеи газотранспортного консорциума - это инициатива украинской стороны. Отметим, что в последнее время наше государство проявляет завидную инициативность в энергетической сфере. Так, на прошедшем в конце января Всемирном экономическом форуме в Давосе премьер-министр Виктор Янукович озвучил идею создания консорциума по транзиту нефти в Европу по нашей территории с участием Украины, России, Азербайджана и Казахстана. Теперь вот мы узнаем, что наша страна предложила восточному соседу доступ к отечественной ГТС в обмен на разрешение участвовать в разработке российских недр. О том, что этот вопрос не нов для украинского руководства, свидетельствует быстрая реакция Януковича: в тот же день он заявил, что считает объединение газотранспортных и добывающих активов "перспективным" при условии, что "отношения будут пятьдесят на пятьдесят".
Подтвердил намерения Украины принимать участие в проектах по добыче углеводородов на территории РФ и министр топлива и энергетики Юрий Бойко. "У нас было несколько предложений к российской стороне и отобрана модель, которая сейчас будет развиваться, будет совершенствоваться", - заявил Бойко. По его словам, техническая сторона этого вопроса уже отработана с россиянами. "Сегодня динамика развития отношений позволяет надеяться на реализацию этого проекта", - полагает министр.
Газовая констреформа?
По информации издания "Коммерсантъ", Украина предложила России три сценария развития газового сотрудничества. Сценарий максимальной интеграции предполагает создание транснациональной корпорации, в уставной фонд которой Украина передаст акции "Укртрансгаза" (владеет всеми магистральными газопроводами на Украине), а Россия внесет ресурсную базу - месторождения с ежегодной добычей 30-50 миллиардов кубометров легкоизвлекаемого газа поблизости от трубопроводов. Менее радикальный сценарий предполагает создание СП, которое получит те же активы в концессию. Самый мягкий вариант предполагает возврат к ранее созданному и бездействующему с 2006 года СП "Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины". То есть речь идет только о допуске России к управлению газопроводами Украины, о долевом строительстве новых газопроводов и лицензиях на новые месторождения. Какой из этих сценариев лежит в основе модели, о которой говорил Юрий Бойко, на сегодня неизвестно. Между тем, как пишет издание, Москва предпочитает второй вариант, тогда как Киев - третий, поскольку его значительно легче реализовать.
Дело в том, что в собственность совместного предприятия, на создании которого якобы настаивают россияне, должны перейти магистральные газопроводы Украины, являющиеся стратегическими гособъектами. А для вывода "трубы" из списка таких объектов необходимо внести изменения в Конституцию нашей страны. До того как это будет сделано, Москва даже не приступит к определению перечня месторождений, к которым может получить доступ Украина. Пресс-служба вице-премьера Украины Андрея Клюева подтвердила, что вывод магистральных газопроводов из списка стратегических гособъектов потребует внесения изменений в основной закон страны. Для этого нужно собрать 337 голосов депутатов верховной рады. Сегодня парламентское большинство может мобилизировать только 246 голосов. То есть для принятия соответствующего решения "антикризисной" коалиции потребуется поддержка либо Блока Юлии Тимошенко, либо "Нашей Украины". Намек на то, с кем проще договориться российским властям, можно найти в словах Владимира Путина: "Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко и, может быть, с председателем правительства Украины, обсудить их предложения, которые прорабатываются на экспертном уровне в России".
Как отмечает президент московского Центра исследований национальной конкурентоспособности Алексей Макушкин, идея обмена активами России и Украины в газовой сфере обсуждается много лет. По мнению эксперта, высказанного газете "Коммерсантъ", Россия "сделала ряд ошибок", предлагая Украине "забрать газопроводы за долги". Последняя, со своей стороны, пыталась продать свои трубопроводы США и Евросоюзу, но неудачно. "Это логически подводит РФ и Украину к необходимости совместного использования транспортных мощностей, - полагает Макушкин. - Без массированных вложений 7-12 миллиардов долларов Украина не удержит такую мощную транспортную систему больше пяти лет, после чего придется ее закрыть". Макушкин оценивает магистральные газопроводы Украины в 20-25 миллиардов долларов, но уточняет, что с учетом износа "в расчет пойдет стоимость со значительным дисконтом и России придется искать ресурсную базу примерно на 7-10 миллиардов". Любопытно, отмечает "Коммерсантъ", что отраслевые аналитики совершенно независимо оценили месторождения с добычей 30-50 миллиардов кубометров газа в год примерно на том же уровне. Так, аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров говорит как раз о 7-10 миллиардах долларов. Таким образом, Россия и Украина явно не в начале "обменного диалога" - равноценные активы уже подобраны, делает вывод издание.
Обычно мы это не делаем, но сделаем
В современной России не принято допускать иностранцев к своим святая святых - углеводородным месторождениям, что подтвердил и российский президент: "...мы, как правило, это не делаем", - сказал Путин. И тут же добавил, что, тем не менее, в подобных проектах сегодня участвуют две страны - Германия (компания BASF) и Италия (компания ENI). Отсюда вывод: "Если мы пошли на это с европейскими партнерами, то почему бы нам не сделать это с Украиной?" Сделать что? Попробуем разобраться на примерах европейских компаний.
27 апреля прошлого года "Газпром" и BASF подписали соглашение, по которому российская монополия становилась полноправным игроком немецкого (а фактически - всего европейского) рынка природного газа, а немцы получили 35-процентную долю в уставном капитале газпромовской "дочки" "Севернефтегазпром", владеющей лицензией на освоение Южно-Русского газового месторождения с доказанными и вероятными запасами в 750 миллиардов кубометров газа. А 14 ноября "Газпром" договорился с ENI: россияне с тех пор осуществляют прямые поставки голубого топлива на итальянский рынок, а итальянцев подпустили к богатому Штокмановскому месторождению. Насколько известно, помимо BASF и ENI права поучаствовать в разработке российских недр добиваются многие европейские и американские компании: Hydro и Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США). Между тем, еще в июле 2006-го глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что соглашений, аналогичных соглашениям с BASF, будет подписано газовой монополией не больше трех. Похоже, в числе претендентов с недавних пор числится и "Нафтогаз Украины".
Отличие Украины от европейских стран состоит в том, что взамен допуска к газовым месторождениям мы предлагаем России свою газотранспортную систему, а не доступ к внутреннему рынку природного газа. Дело в том, что "Газпром" на украинском рынке и так присутствует - через "РосУкрЭнерго" и "Укргаз-Энерго". А по мнению многих экспертов, украинская ГТС, через которую проходит до 80% экспортируемого Россией в Европу голубого топлива, - это последняя гарантия суверенитета Украины. И перед тем как обменивать ее, единственную, на одно-два из многочисленных российских месторождений может быть крайне опасно для национальной безопасности страны. В связи с этим настораживает тот факт, что о давно ведущихся с россиянами переговорах о важнейшей составляющей национального суверенитета украинцы узнают как бы вскользь от российского президента, да еще как о практически свершившемся событии. Мы помним, что подобным образом Киев и Москва договаривались в январе 2006-го и мы знаем, к чему это привело...