Волгоград дважды в году будут называть Сталинградом [ Редагувати ]
Российскому Волгограду вернули прежнее название. Сталинградом его будут официально называть дважды в году: в День Победы и в День завершения Сталинградской битвы, который отмечают как раз сегодня.
В честь 70-летия этого события в городе прошёл праздничный парад. А так называемые "Сталинобусы" - маршрутки с изображением Иосифа Сталина - целый день перевозили пассажиров бесплатно. Сталинградская битва переломила ход Великой Отечественной.
Немцы, оказавшись в котле, капитулировали. Советские солдаты вспоминают: только после этой битвы поверили - победа будет за ними. О двухстах днях изнурительных боев, атак и отступлений написано немало. Но Лариса Задорожная сегодня расскажет о том, чего в учебниках и исторических справочниках нет.
События, которые сегодня историки пытаются воссоздать, 70 лет назад поставили точку в Сталинградской битве
- Уполномочен принять капитуляцию немецких войск.
Единственный случай за всю войну - в плен сдался немецкий фельдмаршала.
- Я хотел выйти к Волге в определенном месте. У определенного города. Случайно он носит имя самого Сталина.
А так она начиналась. Под дружный смех в зале Гитлер рассказывал, как быстро он возьмет Сталинград. Мы стоим в Европе, а смотрим на Азию. Граница - Волга. Писали немцы домой. Нам не выдали зимнее обмундирование. Это хороший знак.
Артиллерист Виганд Вюстер, который прошел Сталинград и плен, до сих пор помнит, как говорили по-русски.
- Скоро домой!
Потом пойдут другие письма. Вот пишет немецкий врач. "Страх без конца. Рядом лежит солдат с оторванной рукой. Я спросил его, что бы он сделал, если бы мог плакать? Все мы здесь никогда не будем плакать, нас будут оплакивать другие".
Виганд Вюстер, участник Сталинградской битвы:
- Провизии практически не получали. Ну, что ели? Суп из лошадей варили. Я знаю, у вас не принято есть лошадей. У большинства была очень тонкая форма, которая никак не подходила для зимы. С русскими ватниками не сравнить.
По другую линию фронта кто-то спасался молитвой. А кто-то прощался с жизнью каждый день.
Василий Фоменко, участник Сталинградской битвы:
- Когда меня матушка провожала, повесила мне крестик. Я крестик не снимал. Сынок ты каждый раз, что бы не было крестись.
Анатолий Козлов, участник Сталинградской битвы:
- Жили одним днем. Сегодня жив, а завтра могут убить. Уже привыкли к этому. Я должен погибнуть. Того убили, тому ногу оторвало. Такой кошмар.
На картах отмечались не улицы, которые нужно взять. А отдельные здания. Мельница, универмаг, театр. И бывало так, что советские и немецкие солдаты были соседями.
- Слоями были. Наши наверху. А немцы внизу. Потом на следующий. Вот такая история.
Ложимся спать, прижавшись друг к другу. Согреться невозможно: температура почти минус 35. Казалось, мы пристыли друг к другу, а мороз все крепчал.
Это уже другая история Сталинграда. Увиденная глазами девочки Ани, дневник которой сохранился в музее.
Лариса Задорожная, корреспондет:
- О местных жителях предпочитали не говорить. Существовали планы эвакуации скота, техники. Но только не людей. О них предпочитали даже не думать. Как во время войны, так и после. Вплоть до 70 года сталинградцы жили по-прежнему в землянках.
Холод и голод. Когда закончились пшеница и овощи, начали есть конину. Когда не стало и ее - наступил черед кошек и собак. И постоянные бомбежки.
Только за один день 23 августа 42-го погибло 200 тысяч жителей. Это больше, чем при атомном взрыве в Хиросиме.
- Целых зданий не было. Мельница наиболее целое здание, а так груды кирпича.
Александра Пахмутова - тоже дитя Сталинграда. Она успела вместе с родителями убежать из города. Но одна картинка с нею навсегда.
Александра Пахмутова, жительница Сталинграда:
- Летит немецкий бомбардировщик, а потом делает заход и идет на нас. Мы закрылись в теплушках, закрыли окна и стали ждать. А что делать? И в это время появились наши два истребителя, и они его сбили.
В России Сталинграда уже нет. Есть Волгоград. Но, казалось бы, - парадокс - Сталинград остался в Европе. Вот станция в Париже. Улица в Брюсселе. Икона в Берлине. Сталинградская мадонна. Нарисованная углём на обычной географической карте. Все это - память. Ведь ветераны говорят: кому удалось выжить в Сталинграде, никогда не забудет, как выглядит смерть.
Лариса Задорожная, Татьяна Логунова. "Подробности", телеканал "Интер"