Киеву не оставили выбора [ Редагувати ]

В затянувшейся кампании "Назначить выборы мэра Киева" очередным ключевым днем должно было стать 2 апреля. Вопреки надеждам оппозиции проголосовать отложенное после первого чтения постановление так и не удалось. Не помогла и обещанная акция протеста, собравшаяся под зданием ВРУ. Итог прений стандартен – снова блокада.
Последний день
Хотя Верховная рада наконец-то взялась за "киевский вопрос", его разрешение дается парламентариям очень непросто. Как известно, 21 марта парламент не без труда проголосовал за оппозиционное постановление о назначении выборов в столице на 2 июня. Но по настоянию большинства, проголосовала лишь в первом чтении. Официальным объяснением медлительности "регионалов" стало обращение в Конституционный суд, которому, между делом, предстоит разъяснить суть долгожданного волеизъявления – плановыми выборы будут, или снова внеочередными. Спешить с вердиктом к новой пленарной неделе КСУ не стал – производство по этому делу было открыто лишь 29 марта. А сроки тем временем откровенно поджимали.
Сложность с реализацией "полупринятого" постановления заключалась не только в ожидании выводов КСУ, которые могут полностью перекроить предвыборные реалии, но и в проблемах с календарем. Согласно действующему законодательству, выборы должны быть назначены не позже, чем за 60 дней до намеченного дня. А, значит, возможность их проведения 2 июня уплывала на глазах. При этом глава комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления ныне "регионал" Давид Жвания придерживался мнения, что слишком запоздалым может быть даже голосование, запланированное на 2 апреля (при условии, что постановление будет опубликовано на следующий день). Тем не менее, пренебрегать последним шансом оппозиционеры не стали.
Потенциально знаковое голосование в стенах парламента "меньшевики" решили совместить с демонстрацией народного гнева у здания ВРУ. О проведении митинга было заявлено заранее, а вечером 1 апреля три лидера оппозиционных фракций обнародовали видеообращение с призывом к киевлянам. Тогда же в КГГА сообщали, что на 2 апреля было подано 12 заявок на проведение массовых мероприятий предполагаемой общей численностью почти в тридцать тысяч человек. И, хотя на Крещатике в списке потенциальных акционеров упоминали ПР, в самой Партии регионов от такой перспективы открещивались. "Мы как Партия регионов и как фракция Партии регионов в парламенте никакой митинг не проводим. Насколько меня проинформировали, завтра будет 2 митинга проходить: один в поддержку евроинтеграции, а второй – оппозиционный", - утверждал лидер фракции Александр Ефремов. Его прогноз оправдался. Утром у здания ВРУ и в самом деле встретились несколько сотен "евроинтеграторов" и несколько (по разным подсчетам от трех с половиной-пяти – до семи или даже десяти) тысяч сторонников немедленных выборов в Киеве, заботливо разделенных милицейским кордоном.
Привлечение моральной поддержки не помогло срочному решению избирательной проблемы. Для начала парламент решил заняться пенсионной реформой, без отмены которой уже давно отказываются голосовать коммунисты. Сложный вопрос так и не обернулся консенсусом в зале пленарных заседаний. Для возвращения пенсионного возраста на "круги своя" хотя бы в первом чтении депутатам не хватило лишь нескольких голосов – законопроект собрал 220 "за" (из которых только 11 принадлежали "регионалам").
В свою очередь оппозиция против пенсионной реформы выступила практически единым фронтом – 165 голосами, вероятно, возлагая надежду на коммунистическую лояльность при решении "мэрской" проблемы. КПУ, правда, эти усилия оценила невысоко. "Было понятно, что оппозиция собирается устроить сегодня шоу в парламенте. Если бы она это не сделала, вопрос о пенсионной реформе был бы рассмотрен по сути", - убежден нардеп Спиридон Килинкаров. При этом помочь с выборами "красная" фракция все же практически пообещала, но своеобразно. "Мне позвонили студенты из Полтавы, которых привезли на митинг в поддержку назначения выборов мэра Киева на 2 июня и пообещали заплатить им по 200 гривен. Давайте примем это постановление и отпустим детей. Мы будем голосовать за постановление", - рассказывал позже другой коммунист Сергей Гордиенко.
Коммунистического согласия для принятия постановления оказалось недостаточно. Спорный вопрос сначала был отложен до вечернего заседания, а уже последовавшее голосование показало, что 2 июня столичным выборам, очевидно, не быть. 209 "за" показали, что для принятия решения нужны были бы и голоса 9 зарегистрированных, но не нажимавших кнопки коммунистов (от КПУ постановление поддержал-таки 21 депутат), и 9 отсутствовавших или опять-таки не проголосовавших оппозиционеров, при сохранении полученных голосов от 17 внефракционников и 3 "регионалов". Запаса прочности 2 апреля "меньшевикам" не хватило. Впрочем, о своем несогласии со второапрельским голосованием те же "регионалы" предупредили заранее. "Нет оснований. Мы хотим действовать в рамках Конституции и закона. Но, если кому-то приспичило, он имеет право поднять вопрос и поставить его на голосование, есть достаточно голосов, нет вопросов. Мы за то, чтобы выборы прошли, но так, чтобы потом не было никаких юридических претензий", - предупреждал Владимир Олийнык. Впрочем, на выполнение обещания "регионалами" оппозиционные фракции отреагировали некоторым образом "симметрично". "Мы будем требовать выборов мэра Киева. Если их не будет, мы будем блокировать трибуну, блокировать работу парламента", - заявлял, выступая перед митингующими Виталий Кличко. Собственно, блокадой президиума история о назначении выборов 2 апреля и закончилась.
Опять коса на камень?
Последовавшее вскоре после безрезультатного голосования блокирование ключевых точек сессионного зала в очередной раз парализовало парламент – вскоре после этого "регионалы" покинули парламент. Нынешнему созыву к нерабочему режиму не привыкать. Однако сложившихся проблем новая блокада пока не решает.
Традиционный демарш оппозиции вызвал уже традиционную по нынешним временам реакцию большинства. "Рада в этом составе неработоспособна. Часть депутатов ищут любой повод, чтобы блокировать работу парламента, несмотря на договоренность. И, возможно, нам надо избирать не хулиганов по партийным спискам, которые бегают здесь, по залу, а, возможно, надо избирать по мажоритарным округам, которые непосредственно были бы подотчетны своим избирателям", - возмущался 2 апреля Александр Ефремов. При этом знакомый аргумент о роспуске парламента через месячное бездействие глава фракции ПР не применял. Он вспомнил о другом популярном в последние дни "оружии" – народной воле. "Наверное, прав был предыдущий состав ВР с решением о референдуме. И на референдуме, обратившись к народу, можно этот вопрос провести", - решил главный "регионал" в парламенте.
Вероятность непосредственного роспуска парламента через референдум на сегодня выглядит не слишком убедительно, да и с нормами Конституции она сочетается плохо. В условиях, когда народ действительно получает право законодательной инициативы и утверждения законов, более логично было бы проработать и ввести в действие механизм отзыва проштрафившихся депутатов. С другой стороны, "собственное мнение" Александра Ефремова, скорее, намекает на возможность принятия через референдум новых правил избирательной игры. Именно этого опасаются "меньшевики", причем не только в парламентском разрезе. "На нем (референдуме, намеченном на август 2013 года, - "Подробности") они хотят изменить процедуру выборов президента страны, имею в виду выборы президента в один тур, изменить выборы в украинский парламент и вообще поменять парламент, сделав его двухпалатным", - считает Олег Тягнибок.
Тема президентских выборов в один тур в последнее время пользуется большой популярностью в украинском политикуме. Однако выборы главы государства (и тем более – парламента) пока еще остаются делом сравнительно далекого будущего. Столичное волеизъявление ближе – теоретически.
Пока в Партии регионов размышляли о неработоспособности парламента, в оппозиции озвучили ультиматум. Предположительно, парламент может заработать уже в ближайшие дни, если, конечно, большинство согласится рассмотреть вопрос недоверия правительству, отменить-таки пенсионную реформу и назначить многострадальный день выборов в Киеве. Часть"регионалов" полагает, что последний шанс их противники уже упустили – регламент без особого понимания относится к автоматическому повторному рассмотрению проваленных вопросов. "Вернуться к этому вопросу, в соответствии с регламентом, можно. Но за это должна проголосовать Верховная рада... ВР должна дать 226 голосов... но фракция Партии регионов... будет голосовать после решения конституционного суда", - предупредил о тонкостях процесса глава регламентного комитета Владимир Макеенко. Судя по всему, "меньшевики" к подобным сложностям подготовились – все-таки постановление "имени 2 июня" актуальность теряет на глазах. Поэтому в ультимативный пакет входит голосование за другое постановление о киевских выборах – с предусмотрительно открытой датой.
Блокирование парламентской трибуны в ответ на слабую поддержку "предвыборного" постановления – вполне ожидаемый шаг оппозиции. Но, с одной стороны, это снова вводит парламент в клинч, выход из которого может затянуться. С другой же стороны, подобный шаг служит подтверждением намерений стоять за выборы до конца. Вопрос в том, оценит ли утомившую многих блокаду целевая аудитория.
Далеко не самая массовая, но достаточно многолюдная акция в поддержку выборов у парламентских стен показала, что 2 апреля оппозиционерам удалось эффективнее мобилизовать сторонников, чем их противникам ("евромолодежи" было заметно меньше, разошлись они раньше, да и инциденты с зафиксированной оплатой участия случались как раз в этом стане). И все же о полновесной иллюстрации тезиса "Киев требует выборов мэра" речь сейчас не идет. Во-первых, при таком масштабе митинг трудно обозначить как всенародный. Но, для того, чтобы собрать на полпорядка-порядок больше людей посреди буднего дня, вероятно, требуется иной "градус" мотивации. Во-вторых, изначальное нацеливание акции на фоновое дополнение действий оппозиционеров в парламенте и понравиться могло не всем, и эффективность имело спорную. Тем более, ни единый кандидат в мэры от оппозиции (о чем ходили слухи, впоследствии опровергнутые) не был объявлен, ни парламентский прорыв не случился. Поэтому неудивительно, что с переносом "киевского" вопроса на вечернее пленарное заседание, группа поддержки под ВРУ заметно поредела. Более того, похоже, оппозиция готова снова сосредоточиться исключительно на парламентской работе, и затяжную акцию протеста там пока не обещают. В силу чего складывается впечатление, что на сегодня вопрос киевских выборов остается предметом острого интереса именно политиков, которые предпочитают "модерировать" соучастие своих сторонников. А вот за тем, насколько успешно продолжат бороться за волеизъявление парламентарии, можно будет понаблюдать уже в ближайшее время.