Политика рождественской открытки [ Редагувати ]

Хороший политик использует любое событие для зарабатывания очков, а уж пропустить такой повод как Рождество - это для него и вовсе непростительно.
Рождественская открытка может быть очень мощным инструментом - на пропагандистском ли поле, в целях ли задабривания своих сторонников или для того, чтобы дать возможность избирателям заглянуть в личную жизнь своего любимца.
С 1843 года, когда в Лондоне была отпечатана и разослана первая в истории рождественская открытка, официальная ее версия стала верным слугой любого заметного политика.
Но горе тому, что ошибется: стоит что-то сделать не так, и смеяться над тобой будут весь наступающий год.
Не обидеть никого
Досточтимый Авраам Линкольн был первым американским президентом, разглядевшим в рождественском послании большой потенциал и - попутно - обессмертившим фигуру Санта-Клауса в том виде, который дошел до наших дней.
Во время американской Гражданской войны, когда рабовладельческий Юг сошелся с северным Союзом, президент попросил политического карикатуриста Томаса Наста дополнить портрет Санты союзными солдатами, чтобы поднять их боевой дух.
Наст стал первым, кто нарисовал Санта-Клауса толстым, в ставшей теперь традиционной красной шубе с белым поясом.
Вид этого радостного парня рядом с солдатами Севера стал, по некоторым данным, деморализующим фактором для южан. Они проиграли довольно скоро.
Тем же приемом пользовались власти стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой, поднимая смешными рождественскими открытыми дух населения оккупированных территорий.
И только в это время традиция рассылки рождественских открыток укоренилась среди американских президентов, которые и сегодня удерживают мировое лидерство в этой сфере.
Но, в отличие от отца-основателя Линкольна, который с помощью веселого Санты намеренно доставлял неприятности своим противникам, нынешние президенты США делают все возможное, чтобы - не дай Бог - никого не обидеть.
На этот раз никому из получателей не будут желать "Счастливого Рождества". Это было бы чересчур по-христиански и, вероятно, было бы неприятно тем, кто празднует хануку, дивали, эйд аль-фитр или вообще ничего не празднует. Поэтому открытки гласят: "С праздником!"
Джордж Буш, правоверный христианин, фактически уже второй год подряд нарушает эту традицию, включая в открытки цитату из Библии, но рядом - очень светская картинка - два кресла в зале дипломатических приемов. Вряд ли они кого-то обидят.
Суета
Тем не менее, недостаток яркости в открытках Буша с лихвой компенсируется длиной списка рассылки. В него включены около 1,5 миллиона человек. Таким образом Лора и Джордж Буш бьют собственный рекорд прошлого года, когда разослан был миллион поздравлений.
Можно предположить, что в год выборов все это имеет меньше общего с духом Рождества, чем с политическими устремлениями авторов рассылки.
При этом получатели открыток от Буша вряд ли будут ощущать себя такими уж эксклюзивными, когда узнают, что такое же послание лежит в сотнях тысяч почтовых ящиков по всему миру.
Что же до политиков, которые хотят, чтобы из открытки действительно были особыми, у них есть два пути.
Во-первых, они могут - в буквальном смысле - держать свои открытки в закрытом комоде.
Так, попытки корреспондента Би-би-си заполучить одну из рождественских карточек канцлера Германии Герхарда Шредера были встречены в Берлине весьма прохладно. "Они считают, что публикация открытки канцлера на веб-сайте снизила бы значение получения такой открытки от самого канцлера, - объяснил представитель посольства. - А получить такую карточку - это честь".
Либо мировые лидеры могут сделать так, как сделал премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Он отправил по две открытки.
На одной из них - приятный глазу портрет всей семьи. Ее отправляют только друзьям, и платят за почтовые расходы сами Блэры.
Другая - на ней лишь Тони и Шери - рассылается более широкому кругу адресатов, хотя, конечно, и не такому широкому, как в Америке. Эти расходы лежат на налогоплательщике.
Здесь, правда, есть проблема: разделение получателей на категории - на более близких и менее близких. И политики наверняка вскоре начнут сравнивать себя с другими: кто что получил.
Но больше наблюдателей в этой связи волнует другой вопрос: не двойной ли это стандарт, когда Блэр на своих открытках демонстрирует всю свою семью, жизнь которой он же столь рьяно охраняет от пристального взгляда журналистских объективов?
Похоже, премьер-министр надеялся избежать возникновения этого вопроса - недаром ведь он рассылает карточки двух типов. Но, кажется, ему этого не удалось.
Так стоит ли рассылка рождественских открыток всей этой суеты и немалых расходов?
Некоторые главы государств решили, что нет. В Нигерии, например.
"Президент больше не рассылает официальных открыток, - заявил представитель президента этой страны. - Это слишком дорого и не относится к числу необходимых вещей".