Чорновил: Самый большой кошмар Януковича - не Тимошенко, а Путин [ Редагувати ]

Виктор Янукович не дал прямого ответа на вопрос, будет ли он на саммите Украина-ЕС, который должен состояться 19 декабря. Худшим следствием такой непоследовательной политики президента может стать пауза в евроинтеграционном процессе 2015 года, считает первый заместитель председателя парламентского комитета по иностранным делам, народный депутат Тарас Чорновил (группа "Реформи заради майбутнього"). Еще недавно этот саммит украинская власть характеризовала как один из самых приоритетных мероприятий. Что побудило президента к такому изменению курса? Возможен ли на таком фоне прорыв в отношениях с Москвой? Об этом и другом Тарас Чорновил рассказал в интервью для "Радио Свобода".
- Виктор Янукович добавил внешнеполитической интриги, не сказав, где он будет 19 декабря: на саммите Украина-ЕС или на саммите ЕвроАзЕС в Москве. Как вы думаете, чего он хочет достичь таким маневром и чего может достичь?
- Я думаю, что это колоссальная нерассудительность, безответственность, я сказал бы так: немудрость президента в таких действиях. Об этом мало кто догадывается, но он является довольно неплохим мастером интриг. Эти интриги срабатывали очень хорошо, когда он работал против аналогичных себя политиков, где можно ставить знак равенства: Янукович-Тимошенко, Янукович-Ющенко ... Он уже проигрывал в этих интригах иногда, когда играл с Кучмой. И сейчас он решил предложить ту же практику интриг с европейскими партнерами.
Я думаю, интриги и шантаж здесь могут сыграть очень плохую роль. С одной стороны, вероятность того, что интрижка даст некий прогресс: Европейский Союз махнет рукой, чтобы уже парафировать предварительный договор, не втягиваться в какие-то длинные перетягивания каната и не отпустит совсем Украины в Россию. Может, ЕС и уступит в каких-то пунктах, в частности относительно хотя бы расплывчатого формулировка перспективы членства, или меньше начнут настаивать на ситуации с Тимошенко. Может, в этом плане и будут достижения.
Но гораздо более вероятно, что, в конечном счете, в Евросоюзе возьмут верх силы, которые и так не очень хотят видеть Украину и просто махнут на Украину рукой и с оглушительным грохотом закроют двери. И тогда Виктор Янукович окажется один на один со своим ночным уошмаром, а это, поверьте, не Тимошенко, а Путин, который вскоре станет президентом.
Поэтому думаю, что это очень незамысловатая политика. Шантаж и интриги в ЕС рассматривают как дурной тон. Там все прекрасно все поняли. И если они даже и уступят, то отношение к нашему президенту будет, откровенно говоря, немного брезгливо. То есть, он попадает в характеристику тех людей, которых рассматривают как мелких жульников в политике. Ему и так, когда-то приклеили это звание, оно от него немножко отошел. И сейчас он делает все для того, чтобы вернуть себя в эту далеко не самую лучшую категорию политиков.
- Поэтому на последнем этапе подготовки соглашения об ассоциации Украина-ЕС возникли такие разногласия относительно оформления сделки?
- Дело в том, что в Европейском Союзе серьезно стали говорить о том, чтобы снизить уровень представительства на саммите. Потому что никому из европейских лидеров особо не хочется подавать руку и позировать перед камерами с украинским президентом. Если такой факт и будет иметь место, то Янукович может и не участвовать во всех заседаниях, во всех пленарных событиях данного саммита.
Но очевидно: поскольку саммит происходит у нас, поскольку мы пригласили Европейский Союз и мы заинтересованы в этих событиях, то он должен, по крайней мере, открыть саммит и выступить с базовым серьезным докладом. После этого он может передать ведение саммита министру иностранных дел или кому еще ... Но просто избежать участия, я думаю, что это детский шаг, это как зайчик, что скрывается за елочку.
Возможно, сейчас разыгрывается такая комбинация, он и не соврал и якобы не всю правду сказал, поскольку на следующий день после саммита будет заседание глав стран СНГ, на которые он планирует поехать в Москву. Так, он просто может предусмотреть, что, отбыв основные события саммита Украина-Евросоюз, под вечер вылетит в Москву, чтобы там принять уже участие в следующем саммите. Потому что участвовать в ЕвроАзЕС, куда Украина не входит, для него является абсолютно неуместным, а для ЕвроАзЕС это много чести.
- Сейчас в информационное пространство провластными политиками забрасывается такой тезис, что Евросоюзу Украина нужна не меньше, чем Украина - евроинтеграция ...
- К сожалению, этот тезис звучит даже не в такой еще относительно корректной форме ... Во многих политиков провластных формулировки следующее: Европе Украина нужна больше, чем Украина Европа. Я бы на месте президента, если бы он сам не поддавался на такие штучки, вырвал бы языки и пальчики попробовал тем, кто допустил такой тезис в обращение.
Потому что, во-первых, это абсолютный абсурд. Во-вторых, самовнушения этой мантры может завести Украину в тупик. Потому что, исходя именно из такой логики, мы видим и последние действия Президента, и многие действия Кабинета министров.
Думаю, что это очень пагубная идея. Когда некоторые белорусские политики тоже повторяли эту фразу. Это было тогда, когда к власти пришел Лукашенко, только начал закручивать гайки. Но там тоже верили: вот, сейчас тоже подписываем и вводим отдельный договор с Евросоюзом, запускаем это в действие ... Но ничего не будем в Белоруссии менять, потому что Европа так хочет Беларусь видеть у себя, так хочет с нами работать, что она пойдет на любые уступки. Европа где-то два месяца смотрела на то, что делала Белоруссия и после того закрыла дверь и сказала: "Допобачення, вы нас больше не интересуете, нас интересует только поддержка ваших оппозиционеров. И все ". Страна Беларусь Европу больше как таковая не интересует. И никто особо не испугался, что Беларусь попала в орбиту интересов России.
Относительно Украины, то ситуация примерно такая же. Кто надеется, что украинский рынок так интересует Евросоюз? Они и так имеют открытый доступ на наш рынок по линии ВТО. Абсолютно никаких проблем у европейских производителей здесь не возникает. А если возникают, то не через наше законодательство, а через нашу коррупцию, которую европейцы тоже научились относительно быстро проходить.
Поэтому в данном случае для Европы от того, будет Украина идти в Евросоюз или не будет, особых изменений нет. Более того, в Европе есть много стран, которые относятся или скептически, или отрицательно к нашей интеграции. Греция очень четко заявила, что она категорически против любых переговоров с Украиной, опасаясь, что ресурсы пойдут не только на их потребление, а еще кому. Не совсем все в порядке у нас в данном случае с той же самой Румынией. Нидерланды не особо лестно отзываются. А есть страны, которые относятся скептически: Франция, Германия ... Сегодня это уже половина стран Евросоюза.
Зона наших лоббистов в Евросоюзе очень ограничена. Практически, это лишь Польша. Все остальные относятся более или менее скептически. И при таких обстоятельствах делать предположения, что кто в Евросоюзе спит и мечтает, чтобы Украина пришла в Европу, - полная глупость.
- На фоне сворачивания евроинтеграционных инициатив ли основания надеяться на прорыв в отношениях с Москвой?
- Я бы не хотел говорить о сворачивании евроинтеграционных инициатив. Давайте лучше скажем так: произошла остановка на последнем шаге ... Потому что, в принципе, если честно взглянуть, то как ни странно, почти все шаги, необходимые для выполнения евроинтеграционных планов, были сделаны, все же, после прихода к власти Януковича. Ющенко не сделал вообще ничего. Нулевой объем выполнения планов был при нем.
Сначала Янукович действительно очень серьезно включился, и у него были действительно очень хорошие результаты. И это оценили все. Но сейчас, подойдя к финишной черте, он резко начал все стопорить. Я бы не сказал, что это стопорения самой деятельности по евроинтеграции, потому что все структуры, которые этим занимались, работают так же плодотворно, и они выходят на финиш ... Даже в момент наибольшего охлаждения, когда приговоры были по Тимошенко, произошло окончательное согласование очень раздражительного документа, который никогда не удавалось довести ранее до конца. Это согласование всех положений о зоне свободной торговли с ЕС. Это очень серьезное достижение. То есть, готовность полная, но есть некий политический фактор. То есть, вся организационная структура работает, в принципе, на евроинтеграцию очень хорошо.
Что касается политического, мне сказать трудно. Или это опять желание Януковича, пошантажировавши Евросоюз, поиграв в интрижки, выбить для себя индивидуальное право интегрироваться в Европейский Союз, но жить не по европейским стандартам при том, что, в принципе, нереально и не может произойти. То есть, преследовать оппонентов, разгонять митинги, урезать свободу слова, бизнеса полностью закручивать гайки, концентрировать власть в одних руках, в руках Семьи и т.п..
Но может быть и худший вариант. Все эти осложнения происходят на фоне двух поочередных процессов: жесткое ухудшение отношений с Россией через газовую проблематику, второй процесс - резкое якобы улучшение отношений и какие-то непонятные переговоры, непонятные обещания россиян снизить цену газа в два раза неизвестно под какие уступки со стороны Украины. Я не уверен, нет ли здесь договоренности, что Украина обещают нормальные переговоры о снижении цены на газ в случае, если Украина сорвет планы по евроинтеграции в этом году.
Почему появились совершенно удивительные фразы Януковича? Евросоюз заявил: "Мы готовы парафировать до конца этого года, несмотря на то что у вас делается". А Янукович говорит: "Наверное, нам паузу придется сделать, нас толкают к паузы".
У меня такое впечатление: так на самом деле из западной стороны никто не толкает, то толкают с восточной стороны. И Янукович, который оказался настолько хитрым, что может сам себя переиграть, решил, что вот я сейчас уступлю России, сорву в этом году евроинтеграцию в любой способ, а в следующем году перехитрю Россию и договорюсь и подпишу документы с Европейским союзом.
В таком случае он не учел того, что Россия не такая глупая и выберет себе какие-то гарантии. В Европе тоже уже начинается усталость очень сильная от Украины. В Европарламенте планируются выборы, после которых, думаю, новый состав об Украине вообще забудет. Это очень пагубное момент. Каков бы ни был из этих факторов, но оба фактора, по-моему, пагубные.
- Если одобрение соглашения об ассоциации срывается, то какова дальнейшая судьба этого документа?
- Перспектива, конечно, есть. Но, я бы сказал, проблемная. В следующем году Евросоюз втягивается в свой избирательный процесс, им будет немного не до Украины. Они и так занимаются сейчас Украина на фоне проблем с Грецией, Италией и другими только потому, что этот процесс имеет динамику, но имеет и инерцию. Если он заглохнет и остановится, то заново его начинать будет очень и очень проблематично. Такие вещи раскручиваются в европейской бюрократии очень медленно.
Когда же мы, все же, остановим эти переговоры, сорвем парафирование и, соответственно, отложится ратификация документа на большее время, то окажется ситуация такова, что к ней могут и не вернуться до 2015 года, если Янукович будет к тому времени Президентом. Потому что вряд ли с ним кто-то захочет начинать переговоры.
- По вашему мнению, эта пауза в переговорах и евроинтеграционном продвижении обусловлена лишь делом Тимошенко?
- Дело далеко не только в Тимошенко. Я бы сказал, что Тимошенко как раз здесь худший пример. Благодаря усилиям депутатов и активистов БЮТ, дело Тимошенко так фетишизована, что все о ней здесь говорят. Она стала фетишизованою и в Евросоюзе, но далеко не настолько. Все там хорошо помнят свои проблемы с Тимошенко и все помнят ситуацию с теми российскими договорами, со всем. Никто особой любви к ней не испытывает.
Проблемы с Тимошенко действительно существуют. Но европейские лидеры, европейская бюрократия выдвигают нам гораздо более серьезные претензии. Это полное разрушение судебной системы, это отсутствие адекватной правовой реформы, это произвол силовых структур, это отсутствие нормальных условий для ведения бизнеса в Украине. А ведь мы входим в Европейский Союз. И как к большому бизнесу, а не только административного объединения, где точно должны придерживаться цивилизованных правил.
Поэтому нам ставят претензии гораздо шире, а Тимошенко является как бы символом, флагом всех претензий.