Апокалипсис столичного масштаба [ Редагувати ]

22 марта в Киеве начался снегопад, который на несколько дней парализовал жизнь столицы. На улицах образовались многокилометровые пробки, в некоторых магазинах исчез хлеб. Городская власть судорожно пыталась спасти положение. А оппозиционные силы не преминули использовать разгулявшуюся стихию в политических целях.
Кто виноват?
Одним погожим мартовским весенним днем в Киеве пошел снег. К вечеру в городе объявили чрезвычайное положение. Снег шел не переставая. На улицах образовывались многокилометровые заторы из автомобилей и высокие сугробы снега. В итоге, в городе встали жизненно важные магистрали, общественный транспорт (за исключением метро) практически перестал ходить. Некоторые горожане и гости столицы вынуждены были несколько часов кряду стоять в пробках. Все это дало повод обвинить главу Киевской городской государственной администрации в бездеятельности. Особенно жесткую критику выдавали оппозиционные политики и партии. "Для уборки снега столичные власти создали оперативный штаб, вывели на дороги военную технику и даже призвали на помощь граждан. Нам собраться вместе и выйти чистить проспект Победы или, может, начать всем поститься, потому что в магазины не завозят хлеб, или при острых болях рассчитывать на Господа Бога, потому что машина скорой не может отправиться дальше центра города? Стыд, когда власть только притворяется профессионалами, рапортуя о "собственноручно" измеренных тоннах снега и квадратных метрах убранных центральных улиц!", - заявили в "Батькивщине". "Погода действительно экстремальная. С таким снегом бороться сложно. Но, что больше всего удивляет – сутки никто даже не пытался этого делать. Ни горадминистрация, ни МЧС, ни армия. Все как вымерли", - отметил лидер "УДАРа" Виталий Кличко. "Попов и Ко пусть дальше вешают лапшу об армаде снегоуборочной техники, которой никто не видит", - заявляли в ВО "Свобода". Попов оправдывался. "В Киеве выпало около 40 миллионов тонн снега. В такой ситуации, безусловно, возникают определенные проблемы. Но на сегодняшний день время мы полностью обеспечили жизнедеятельность города", - заявил глава КГГА, когда с последствиями стихии удалось более-менее справиться. Впрочем, Попову пеняют, что он и КГГА не предприняли мер заранее. Ведь за несколько дней до непогоды синоптики предупреждали о надвигающемся снегопаде.
Однако тут следует учесть несколько факторов. Во-первых, как неоднократно заявлял сам Попов, Киев хронически недофинансируется. В этом году с большим трудом удалось "выбить" у центральной власти часть недостающих денег. Однако полностью поменять парк снегоочистительной техники за эти средства нельзя. Тем более, что перед борьбой со снегом из-за многочисленных нареканий киевлян и гостей столицы, а также оппозиционных политсил основные ресурсы (в т.ч. и финансовые) были брошены на латание ям на дорогах. Во-вторых, оппозиционеры действительно отчасти правы – не хватало координации действий между КГГА, армией и спасателями. Однако это не столько проблема КГГА, сколько правительства. Хваленая админреформа, призванная упростить управление страной, не оправдала себя. Однако в таких ситуациях немногие страны и города находят выход из положения довольно быстро. Достаточно вспомнить тот же Нью-Йорк, где выпадение за 8 часов трети месячной нормы снега в ноябре также заблокировало город, кроме того - привело к обесточиванию части города (чего в Киеве не наблюдалось). В ряде европейских городов подобные снегопады были чреваты гораздо большими проблемами, в т.ч. и смертями. Безусловно, в 1967 году в аналогичной ситуации Киев справился не в пример лучше. Однако не стоит забывать, что тогда глава Киевского Горисполкома был членом ЦК и вопрос с армией и спасателями он решал в течение 20 минут. Да и предприятия тогда силами своих рабочих помогли в уборке снега. В-третьих, справедливы укоры КГГА о том, что о непогоде знали заранее. Однако вина в том, что, несмотря на это предупреждение, дороги оказались в заторах лежит не только на КГГА. Ведь городские власти просили автолюбителей ограничить использование "четырехколесных друзей" из-за снегопада. Но чуда не произошло - традиционные пятничные пробки в этот раз не только повторились, но и переросли в ЧП. "Почему и куда отправились в дорогу люди, не имеющие ни навыков зимней езды, ни приспособленной для передвижения по снегу такой глубины машины, ни даже банальных соответствующих погодным условиям шин? Из-за вас, бараны, встал город. И не один", - пишет телеведущий, автомобилист со стажем Алексей Мочанов. "Это касается и водителей большегрузной техники, которые вместо того чтобы поступить профессионально и припарковаться, приняв решение, достойное бывалого профи, доезжают до первого же подъема и блокируют дорогу наглухо", - негодует он. Кстати, об этом проблеме говорил и Попов. "Главная проблема, и я признаю этот наш недостаток, что мы сразу не запретили въезд грузовых автомобилей в город. Они как раз все и заблокировали", - отмечал он. И действительно, вечером в пятницу та же Братиславская стояла из-за того, что на развязке на Новороссийской площади на подъеме стали 3 фуры. Подобная ситуация и многих других улиц, где большегрузы блокировали движение. Кстати, московские власти перенимают киевский опыт, обращаясь к водителям с просьбой оставить автомобили дома. Но как бы то ни было, минувшие выходные продемонстрировали – у Киева действительно много проблем. И их нужно решать.
Что делать?
Ситуация с Киевом, среди прочего, показала одну из основных проблем киевских властей да и руководства Украины в целом – увлечение тактическими целями, забыв о стратегических. Критикует оппозиция и водители власть за состояние дорог – нужно бросить все ресурсы на их латание, несмотря на то, что через неделю по прогнозам синоптиков будет чуть ли не буран. Сейчас все силы брошены на уборку снега. Но помнят ли "наверху" о том, что через неделю будет резкое потепление? И все те тонны снега, которые выпали и выпадут за эти дни, превратятся в кубометры воды. Как бы не слал красавец-Киев привет красавице-Венеции.
Еще одна проблема – финансирование столицы и остальных городов Украины. На борьбу со стихией пришлось выделять отдельные средства из госбюджета. С одной стороны, из местных бюджетов "в Киев" постоянно забирается львиная доля поступлений, с другой – собственно до столицы эти средства не доходят, оседая "в карманах" у центральной власти. Тем не менее, можно было наблюдать как почти со злорадством представители других городов, которые не почти за неделю до этого столкнулись с такой же ситуацией, как и Киев, комментировали произошедшее в столице. Были и весьма неприятные для киевской власти сравнения. Однако Киев – не Львов и не Донецк, как бы того не хотелось тем или иным политсилам. Киев – чудовищно перенаселенный мегаполис, стоящий на грани нескольких техногенных катастроф. "Киев – город приезжих, которые переселяются сюда в надежде жить лучше, чем во всей остальной стране: такова структура коррумпированной украинской экономики. И поэтому Киев – город равнодушных – не к судьбам страны, нет, судьбы страны как раз волнуют его жителей. Киев – город равнодушных к будущему самого Киева", - отмечает публицист Виталий Портников. Фактически, чем хуже будет жить остальная Украина, чем меньше будут зарплаты не периферии, тем хуже будет Киеву. И тут одна лишь политика КГГА ничего не исправит. Партии регионов пора действительно становиться партией всех украинских регионов, а не продолжать политику, которая длится чуть ли не с советских времен, когда все ресурсы идут "в центр", а тот уже их распределяет, как душе угодно. Показательный, почти "кафкианский" факт – после начала снегопада единственным местом с идеальной чистотой тротуаров в столице была Администрация президента. А прилегающие улицы продолжали оставаться заметенными снегом. Да, та же "ДУСя" не обязана убирать территорию, находящуюся вне ее ответственности. Но можно ли добраться по заснеженным улицам до идеально чистого гранитного покрытия перед АП?
Впрочем, произошедшее показало и положительные стороны. Так, оказалось, что украинцы готовы помогать друг другу. Люди помогали выбираться застрявшим и буксовавшим водителям, спасали детей, застрявших в автобусе, передавая тем еду и питье. Согревали друг друга, помогали дворникам, и вообще – продемонстрировали неслабую взаимовыручку. Более того, многие восприняли ЧП как дар. В эти дни у Протасова Яра появился сильный конкурент – Андреевский спуск, который облюбовали лыжники и сноубордисты. Встречались и редкие саночники, следовавшие киевской традиции, описанной самим Михаилом Булгаковым – спуститься на санках по Андреевскому. Те, кому по нравам беговые лыжи, 23 марта облюбовали бульвар Тараса Шевченко и Крещатик. В общем, даже в самой безвыходной ситуации киевляне нашли повод порадоваться. Все это уже весьма неплохо.