Контрабанда в Украине: как устроен криминальный бизнес [ Редагувати ]
Крестовый поход против контрабанды затеяло украинское правительство! Потери от серых схем на таможне - около ста миллиардов гривен ежегодно. В незаконный бизнес вовлечены десятки тысяч человек - и чиновники, и таможенники, и пограничники, и обычные люди, которые привыкли жить за счет контрабанды.
Как устроены эти схемы? Выясняла Елена Зорина.
Лес. Сигареты.
"Це є сотні тисяч пачок, це є затримані особи, в тому числі, які притягалися до адміністративної відповідальності", - говорит Олег Вовк, начальник Черновицкого пограничного отряда.
Алкоголь и даже наркотики. Везут, несут, переправляют - по земле, воде и воздуху.
"Можуть джипами переїжджати на ту сторону, конями, квадрокоптерами, літаками", - говорит Николай Петиченко общественный активист.
Из-за контрабанды нередко даже стреляют. Вот один из последних случаев. Поселок Красноильск.
Уже на следующий день эта история продолжилась в Киеве. В правительстве предложили ввести уголовную ответственность за незаконнную переправку товаров через границу и объявить полномасштабную войну контрабандистам.
"Більше жодних розмов, що це неможливо, я не хочу чути. Я хочу конкретних і жорстких рішень щодо всіх "схемників", - заявил Владимир Гройсман, премьер-министр Украины.
Миллиарды - мимо кассы. Кто крышует контрабандные потоки и удастся ли эти схемы переломать?
Это горный участок границы с Румынией. И, пожалуй, самый популярный среди сигаретных контрабандистов. Груз им подвозят практически под черту. Ну а дальше дело техники, насколько нарушители быстро бегают и знают местные тропы.
В народе их называют верблюдами, за то, что тащат на себе сигаретные ящики. Вес груза порой достигает 85 килограммов! А заработки колеблются от 25 до 50 евро за ходку. Все зависит от расстояния и тяжести.
"З початку року саме на ділянці цього підрозділу було затримано понад 200 коробок з тютюновими виробами. Зазвичай особи, так звані верблюди, беруть на себе 2-5 ящиків", - говорит Сергей Бровко, помощник начальника Черновицкого погранотряда, начальник пресс-службы.
Но поймать таких курьеров удается не всегда. И даже если повезет, наказание для них - всего лишь штраф.
"Сума від 3400 до 5-6 тисяч гривень. Контрабандист сплачує ці незначні суми і відповідно буквально через декілька годин вже старається зробити новий вояж", - говорит Олег Вовк, начальник Черновицкого пограничного отряда.
На контрабанде наживаются не только местные, но и мафиози. Организаторы схем. Незаконной переправкой товара занимаются чуть ли не в каждом селе.
"Сама багата хата, це є людина не за кордоном працює, це контрабандой займаються", - говорит Валерий Аириний, общественный активист.
Дворцы в несколько тысяч кварадратных метров. С фонтанами, прислугой и огромной территорией. Так выглядят особняки в приграничной зоне. На камеру местные говорят: занимаются бизнесом. К примеру, шитьем свадебных платьев.
"Контрабандой знаете хто фурами? Не наши! Киевские!".
А это Царское село. Так называют район вблизи Черновцов. Здесь чиновники, прокуроры, судьи и контрабандисты живут по-соседству. И разговор с журналистами у обитателей короткий.
"Я вызываю поліцію! - А ви хто?".
На улочках, как грибы после дождя, вырастают шикарные новые дома. Но даже строители не хотят говорить, за чьи деньги и для кого их возводят.
"Я не очень розумію. Я на русском понимаете? - Не очень!".
"Чим займаються ці люди? - Працюють! - Над чим? Який бізнес? - Всім шо можуть! - Контрабанда теж? - Нє".
Протоптанные тропы в Румынии. Вот фото месячной давности, сделанные в соседнем государстве.
А в Украине даже не дыры, а комфортные калитки для контрабандистов на границе. И это далеко не все поблажки для переправщиков, говорят активисты.
"Наслідки боротьби проти контрабанди і корупції на Буковині. Облили знизу бензином".
Как построен здесь контрабандный бизнес, Валерий решается показать и нам. Едем в сторону границы.
"Між румунською і українською митницею фура просто ісчєзає. З Турції виїжджає 20 тон кожи, а в Україну заїжджає 10 тон тапочок, які нічого не варті".
Активист рассказывает: когда идет контрабанда, на трассе дежурят специальные люди - их называют фишкарями, которые обеспечивают безопасность прохождения груза. Иногда в схеме задействованы около полусотни человек.
"Бувші працівники митниці, бувші прикордонники, стоять же працівники, яких звільнили за хабарі. Суткі там 100 євро. Вони передають підозрілі машини, нові, так же всі кожного знають, і зразу попереджають, обережно, обережно", - говорит Валерий Аириний, общественный активист.
Как работают контрабандные схемы, хорошо знает и этот человек. Он бывший таможенник. В целях безопасности, просит не называть его имя и не показывать лицо.
"Є спеціальні особи, які працюють на митниці і вже знаючи що це є, вони подають спеціальні документи до митного оформлення вже з підробними інвойсами. На тих документах нема відміток ні одної з митниць із Європи, ні з Туреччини, ні звідки. Там тільки стоять відмітки фірми-виробника".
Сигареты или что пожелаете - можно провезти без проблем. Эти машины, говорит наш собеседник, никто не досматривает и не взвешивает.
"Везуть взуття, одяг записується зовсім інше. Якщо є вказівка пропустити очі закриють на всьо".
Вся прибыль от такого бизнеса, утверждает, идет наверх. Есть четко оговоренные таксы.
"Більше двох тисяч доларів це зі зміни повинні здавати. Це дань з інспекторського складу. За один місяць пункт пропуску N може здати більше 10 тисяч доларів. Якщо не здають, людина більше там не працює".
В связке работают почти все: от контрабандистов до госчиновников, говорит экс-фискал Константин Ликарчук. Схемы, отлаженные годами, и сейчас не изменились.
"Всі державні органи, які є на кордоні. Державна фіскальна служба, Служба безпеки України, в якійсь мірі і прикордонна служба. І поліція, до речі, вона нікуди не зникала з цієї діяльності", - говорит Константин Ликарчук, заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины (2015).
Имена главных контрабандистов области, говорят активисты, - тоже известны. Один из них живет возле границы. Его империя процветает. Шикарные гостиничные комплексы и не только...
"Має десь зо 30 заправок, побудував такий гігантський комплекс, ніколи ніде не працював. що саме головне - митний пост Чернівці, внутрішній пост, митниця орендує у головного контрабандіста. Подейкуть люди, що в нього там є тунель на Румунію", - говорит Валерий Аириний, общественный активист.
Убытки государства - доказательства есть на бумаге.
"Лише по цих документах, що є дійсно докази - півтора мільярда гривень збитку. Скрізь йдуть одні відписки, ті документи які я пачками відправляю, вони навіть їх не дивляться", - говорит Николай Петиченко, общественный активист.
Чем закончится война контрабандных кланов, тех, кто их крышует и кто хочет жить честно? Пока большой вопрос. Но очевидно, что эта война - надолго. И быстро разрушить схемы не удастся.