Качество автомобильного газа в Украине остается нестабильным - эксперты [ Редагувати ]

Эксперты столичного Института потребительских экспертиз провели рейд по крупнейшим сетям АЗС и их незаконных визави с целью проверить качество отпускаемого автомобилистам газа, ведь близится зимний сезон, и параметры такого топлива должны соответствовать холодному периоду.
Проверке подверглись как крупные сети АЗС (БРСМ-НАФТА, WOG, КЛО, Shell, ОККО, Sun Oil, Glusco, Авиас), так и большие сети столицы и регионов (Marshall, Avantage 7) и нескольким "бочкам". Особое внимание специалисты уделили незаконным заправкам и сети Avantage 7, поскольку именно там были зафиксированы необычно низкие цены, иногда на 20-30 процентов ниже остальных сетей. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в сертифицированную лабораторию. Первым делом эксперты измерили точность налива газа – самый критикуемый водителями параметр. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные – у всех сетевых заправок точность налива выше 97%. Самый точный налив оказался при отпуске БРСМ- НАФТА и КЛО - 99,0% и WOG– 98,5 процента, Sun Oil – 98% . C другой стороны шкалы - "нелегалы", Marshall и Avantage 7. Здесь недолив составил 10% – 15 %. В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ДСТУ ЕN589:2017 по показателю "Компонентный состав". Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации. В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Но при этом в некоторых сетях газ уже был "готов" к зиме, а в некоторых – нет. Лучшее соотношение показали образцы автомобильного газа Plus (БРСМ-НАФТА), LPG MUSTANG (WOG) и LPG на заправках КЛО – более 60 % пропана и менее 40 % бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды. А вот в газе из "бочки" пропана оказалось рекордно мало – 31 % при норме не ниже 50±10%. Немного лучше цифры в LPG в сети Avantage 7 - 36 % пропана. Для автомобиля это не принесёт существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше. И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей WOG, ОККО, БРСМ-НАФТА и КЛО. В целом, ситуация с качеством автомобильного газа показала, что небольшие сети и нелегальные продавцы грешат продажей бытового газа под видом автомобильного. Крупные же сети продают качественное топливо, украинского или зарубежного производства. Остаётся пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита.