Предвыборный пасьянс. Карты спутаны [ Редагувати ]

До парламентских выборов в Украине остаётся, не так уж много времени, а определённости с тем, какие партии и блоки будут состязаться за депутатские мандаты, по-прежнему нет.
Несколько месяцев назад казалось, что в предвыборном пасьянсе все карты уже открыты. Слева - коммунисты и социалисты, справа - национал-демократы во главе с Ющенко, еще правее - выпавшие из общей колоды радикалы из ФНС под предводительством Тимошенко. В центре - СДПУ(О) и блок правоцентристов, упорно именуемый журналистами ТУНДРой. Но это было вчера. А сегодня карты опять, уже в который раз перетасовали. Правые чуть было не объединились с левыми, а центристы из ТУНДРы, наоборот, едва не рассорились. Хотя Сергей Тигипко уверяет, что всё идёт по плану.
Сергей Тигипко, лидер партии "Трудовая Украина": "Мы собираемся где-то 2 раза в месяц, лидеры партий. Секретариат нам отчитывается, поэтому сейчас это будет первое, что мы будем спрашивать с них, чтобы проблема амбиций не разорвала блок. Но уже видим, что компромиссов много".
Об амбициях лидер трудовиков вспомнил совсем не случайно. На первый взгляд в четырехугольнике ТУНДРА все стороны равны, но списки у каждой партии свои и, говорят, очень длинные. Так что согласовать один общий будет совсем не просто - в этом с присущей ему непосредственностью признался лидер НДП, он же министр транспорта Валерий Пустовойтенко.
Валерий Пустовойтенко, лидер НДП, министр транспорта Украины: "Мы - НДП - работали, готовились к предыдущим кампаниям, шли от выборов к выборам, люди жили надеждой, а кто-то появился, чуть ли не за день до голосования, и говорит: давайте, мол, будем выступать на равных. Значит, вся наша работа насмарку? На 55 (максимум) списочных позициях НДП будет тесно. Нам и на 225 местах будет тесно". /"Столичные новости", 25 сентября/
Но это, так сказать, проблема количества. А ведь есть ещё и качество - кому идти в начале списка, а кому в конце. Министр транспорта согласен быть только локомотивом, а в вагонах, мол, пусть другие ездят.
Валерий Пустовойтенко, лидер НДП, министр транспорта Украины: "У Виктора Андреевича нет своей партии, поэтому ему нечего терять. Ему можно быть 701-м в списке. А я не хочу быть 701-м. Не хочу и не буду!" /"Столичные новости", 25 сентября/
Лидеры трёх остальных партий с журналистами не откровенничают. Но на душе у них, видимо, тоже неспокойно. Тем более, что, к примеру, "Трудовая Украина" - это та же ТУНДРА в миниатюре - три неформальных центра влияния, ни один из которых на вторые роли не согласен. Не удивительно, что ходят слухи о создании в среде депутатов-трудовиков новой либеральной партии по типу российского СПС. Партия регионов - это тоже коктейль по рецепту Джеймса Бонда - водка с мартини, взболтать, но не смешивать.
Пётр Порошенко по-прежнему числится замом Николая Азарова - по партии, разумеется. Но это не мешает Петру Алексеевичу на паях с Виктором Андреевичем строить "Нашу Украину". А может, наоборот, помогает. Поскольку переговоры с Ющенко в последнее время ведёт и сам Азаров. Логика простая - сложить западноукраинский национал-демократический электорат с мощным административным ресурсом Донбасса. Если, конечно, такая арифметическая операция действительно возможна. Кстати, административный ресурс могут предложить Ющенко и другие участники ТУНДРЫ - аграрии. Эта идея явно по душе лидеру АПУ, по совместительству - львовскому губернатору Михаилу Гладию. В общем, договоренности - вещь хорошая, но каждый из лидеров будет искать место потеплее и понадежнее.
Александр Дергачев, ведущий научный сотрудник Института политических исследований НАН Украины: "Очень трудно, действительно, поладить большой группе лидеров, имеющих свои интересы, прежде всего бизнес-интересы. ... Думаю, будет происходить дальнейная перегруппировка сил, с тем, чтобы несколько блоков, которые заявляют о своей лояльности, о поддержке курса президента, прошли в парламент".
В парламент, конечно, хотят попасть и те, кто президента не любит. Но у них - свои проблемы. К примеру, в способности ФНС преодолеть 4-процентный барьер, похоже, засомневалась даже его лидер - Юлия Тимошенко. А всё потому, что бывшую руководительницу ЕЭСУ занесло уж слишком вправо, к национал-радикалам, чья популярность колеблется, выражаясь научным языком, в пределах социологической погрешности. Те, кто поумеренней, предпочитают всё же Виктора Ющенко. Возможно, поэтому Тимошенко неожиданно поставила перед своим бывшим шефом ультиматум. Мол, с кем Вы Виктор Андреевич - с властью или с оппозицией. А то, знаете ли, раздражает.
Юлия Тимошенко, лидер ФНС: "Розумiючи, що Віктор Андрійович рухається в практично протилежному напрямку, я хочу, щоб публiчно це було чути, що вiн чiтко вiдмежовується вiд такого об'єднання i йде в iншу сторону".
В то, что Ющенко выберет оппозицию, лидер ФНС, видимо, и не рассчитывала. Но зато появляется надежда расколоть национал-демократов и прибрать к рукам ту их часть, которая настроена оппозиционно - глядишь, и на 4 процента наскребёшь. Экс-премьер очень болезненно отреагировал на напоминание о былой любви. И открестился от борцов с действующим режимом в непривычно резкой форме. Мол, в ничьих советах он не нуждается, а с властью бороться вообще не намерен. Кстати, когда журналисты спросили у Ющенко, кто же, в конце концов, войдёт в "Нашу Украину" её виртуальный лидер ответил, что настоящий политик должен уметь молчать.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала "Політична думка": "Віктор Ющенко поки що залишається загадковою політфігурою. Якщо проаналізувати тексти його виступів, політологу дуже важко зрозуміти, які в нього інтенції, які політичні плани. Я заплутався як політолог. Уявіть собі, що робити виборцям. Віктор Ющенко програє саме своїми нечіткими відповідями. Що свідчить про те, що він так і не склався як самодостатній, самостійний політик".
Правда, заявление Тимошенко неожиданно ударило бумерангом еще по одному оппозиционеру. Поскольку бывшая руководительница ЕЭСУ предложила Ющенко объединяться не только с собой, но и с лидером социалистов. Однако, как оказалось, Александр Мороз совсем не горит желанием заниматься блокостроительством на троих. И уж тем более не хочет оказаться в паре с Тимошенко.
Александр Мороз, лидер Социалистической партии: "Я вважаю, що потрiбно формувати бiльш широкий полiтичний спектр тих партiй за означенням, якi хочуть змiнити систему влади i не допустити кланiв у парламентi. - Комунiсти можуть бути у цiй коалiцiї? - Цiлком".
Предложение руки и сердца коммунистам, которых Мороз еще недавно обвинял в оппортунизме, прозвучало неожиданно. Но уже на следующий день лидер социалистов предложил Петру Симоненко не только блок, но и квоту в общем списке, пропорциональную количеству голосов, полученных КПУ на прошлых выборах. Похоже, Александр Мороз засомневался в способности соцпартии преодолеть 4-процентный барьер самостоятельно и вспомнил о забытом лозунге единства левых сил. Хотя... Многое будет зависеть от того, какими будут правила избирательной кампании. Ведь президент всё еще не подписал новый закон о выборах. А если закон останется старым, главным будет даже не то, кто как голосует, а кто считает голоса. Не удивительно, что партии уже вовсю готовят наблюдателей.
Виктор Медведчук, лидер СДПУ(О): "Сьогодні розпочалися навчання 70 тисяч".
Впрочем, подсчет голосов - перспектива достаточно отдаленная. В ближайшее время все силы и ресурсы партий будут брошены на сбор подписей, необходимых для регистрации избирательных списков. И уже на этом этапе может отсеяться добрая половина желающих получить депутатский мандат.