Влияет ли запрет курения на экономику? [ Редагувати ]
Бизнес-школа Гэтон (University of Kentucky's Gatton College of Business and Economics) проанализировала: как запрет курения в общественных местах влияет на экономику отдельно взятого города. В качестве "подопытного кролика" был использован город Лексингтон, расположенный в традиционно "курящем" штате Кентукки. Традиционными противниками запрета на курение являются владельцы баров и ресторанов, считающие, что подобные запреты отваживают клиентов и подрывают их бизнес.
В 2004 году Лексингтон принял закон, запрещающий курение в общественных помещениях. Экономисты проверили, как развивался бизнес в Лексинтоне 64 месяца до принятия закона и 14 месяцев после начала его действия. Как оказалось, рестораны города увеличили число своих сотрудников на 3%, в барах никаких изменений не произошло. Количество закрывшихся баров и ресторанов не изменилось.
Это не первое исследование на эту тему, дающее аналогичные результаты. К примеру, в 2003 году государственные Центры Контроля и Предупреждения Заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) проанализировали результаты запретов на курение в иных городах США. В частности, через год после запрета в Нью-Йорке (был введен в 2003 году) налоговые поступления от баров и ресторанов выросли на 12%, а уровень занятости не изменился. В 2004 году Национальная Ассоциация Ресторанов США (National Restaurant Association) проверила, как развивается ресторанный бизнес в штате Делавэр, который ввел соответствующий запрет в 2002 году. Как оказалось, обороты делаверских ресторанов росли быстрее, чем в среднем по США, уровень занятости не претерпел изменений, а число новых точек общепита выросло больше, чем в "курящие" годы.
Центр Исследований Табачного Контроля, действующий при Калифорнийском Университете в Сан-Франциско в свою очередь проверил, как запрет на курение влияет на людей, работающих в подобных местах (например, на чиновников, которым запретили дымить в кабинете, или официантов, которые стали работать в некурящем ресторане). Анализ проводился на основе изучения четырех стран - США, Канады, Австралии и Германии. Вывод: в "новых" некурящих учреждениях число курящих сотрудников сокращается, в среднем, на 3,8%, а количество сигарет, выкуриваемых оставшимися курильщиками, уменьшается на 3,1 в день.
Любопытно, что к схожим выводам первыми пришли производители табачных изделий. В 1992 году компания Phillip Morris Tobacco Company провела приватное исследование, которое показало, что если запрет на курение в общественных местах станет общемировым, то уровень потребления сигарет уменьшится на 10%.