Чему и как учат сегодня в школе? [ Редагувати ]
Новые технологии не только в быту, но и в школе - повальная компьютеризация, методики с углублённым изучением сразу нескольких иностранных языков и даже специализированные классы, которые помогут детям в будущем определиться с выбором профессии.
Нынешнее поколение украинских учеников кардинально отличается от своих родителей школьных лет. Чему и как учат сегодня в школе?
Сценарий первого звонка не меняется десятилетиями. Для этих малышей школа начинается так же, как и для их родителей много лет назад. Раннее утро, новенькая форма, тяжелый букет, волнение.
Первый раз переступая порог школы, волнуются не только первоклассники, но и их учителя. Даже самые опытные из них не знают, на какие хитрости придется пойти, чтобы в этом году объяснить новому поколению те вещи, которые еще вчера были четко прописаны в учебных методиках.
Букварь - еще не пережиток, но вещь, утратившая былую славу. Все шестилетки умеют писать и читать. Вот только пушкинский Царь-Салтан безнадежно проигрывает Гарри Поттеру, да все книжные герои - давно не конкуренты мультипликационным, сетует учитель. В последние годы Екатерина Афанасьевна старается уделять как можно больше внеклассному чтению.
Екатерина Дунаева, учитель младших классов:
- Раньше вот основное занятие было… Вот вечером родители читали детям сказки, сейчас это в практике в семьях очень редко встречается. Дети ходили с родителями в кинотеатр на хорошие такие, знаете, поучительные фильмы, сейчас этих фильмов нет. Родители тоже - вот сидит себе ребенок за компьютером, ну и пусть себе сидит, так спокойней.
Вчерашние педагогические подходы уже неэффективны, констатируют психологи. Даже эту школьную доску - пора в музей. Современный ребенок гораздо лучше воспринимает написанное черным по белому, а не наоборот. Молниеносно запоминает картинки и почти не умеет слушать - научно доказано. Стоит ли винить вездесущий телевизор и повальную компьтеризацию - для психологов уже не вопрос.
Светлана Ройз, детский психолог:
- Сейчас уже бесполезно говорить о том, стоит ли запрещать компьютер - мы знаем, что это просто продолжение их мозговой системы. Когда приходят ко мне детки с компьютерной зависимостью, я спрашиваю у родителей: а вы знаете, в какие игры ваш ребенок играет? А кто ему эти игры покупает? Родители ведь покупают. Компьютер ведь - есть зависимость, а есть - способ развития.
Особое внимание, говорит психолог, стоит уделять развитию у ребенка чувства сострадания. У современных детей, утверждает наука, оно атрофировано - просто не развит участок мозга, отвечающий за любовь к ближнему. Зато другие сферы сознания способны удивить даже бывалых педагогов.
Светлана Ройз, детский психолог:
- Они могут говорить вещи, которые недоступны, на самом деле многим взрослым. Они говорят о душе, они начинают рассказывать о вещах в пограничных с философией, пограничных с религией сферах - и взрослые должны быть к этому готовы. Вообще считается, что это поколение пришло, чтобы перевести нас - взрослых - на другую ступеньку развития.
В Министерстве образования пока не видят причин переписывать учебные планы и уж тем более - их дифференцировать.
Иван Вакарчук, министр образования Украины:
- Робити диференційоване навчання можна хіба що для тих, хто вже в старшій школі, там де профільне навчання. Щодо тих, хто стартує, робити різні програми, різні умови - я не думаю, що таке не треба робити. Діти всі рівні, і ми повинні рівно ставитися до навчання у початковій школі.
Индивидуальный подход и возможности для творческого развития Минобразования обещает старшеклассникам. А тем, кто впервые сел за парту - в ответ на вызовы современности - добавили уроки здоровья и любви к родине.
А вот количество первоклассников в 2008-м - едва ли не минимальное за годы независимости. В 1991-м их было 648 тысяч. Но уже через десять лет за парты сели 601 тысяча 500 первоклассников.
Сегодня же эта цифра вдвое меньше, чем на заре независимости - 380 тысяч детей впервые отправились в поход за знаниями. Всего первого сентября в Украине за парты сели 4 миллиона 600 тысяч школьников.