Ждать у суда погоды… [ Редагувати ]

Внеочередная предвыборная кампания предсказуемо началась с судебных исков. С 10 октября ЦИК ограничена во всех действиях, с 11 октября президентский лагерь прилагает все усилия, чтобы решить эту проблему. И хотя в Секретариате президента оптимистично считают, что выборы состоятся "при любой погоде", но погоды этой еще ждать и ждать…
Да здравствует наш суд, самый предвыборный суд в мире!
То, что украинские политики начали переводить свои споры в судебную плоскость – это, конечно, серьезный плюс и большой шаг к демократии. Но вот форма, которую принимают юридические склоки власть имущих, могла бы удивить любого пропагандиста идей гражданского общества и правового государства. Уж очень интересными обычно получаются судебные перипетии родителей нации. И громкое дело "Выборы-2008" – не исключение.
Как известно, военно-юридические действия начали представители БЮТ, которые и до этого поясняли, что избирательная кампания сейчас стране совершенно без надобности, а потому – соратники Юлии Тимошенко будут ей всецело противодействовать. Десятого октября по иску депутатов-"бютовцев" в Киевском окружном административном суде был приостановлен указ президента о проведении досрочных выборов до рассмотрения иска по существу. По определению судьи Владимира Келеберды любые действия, направленные на организацию кампании-2008, с момента принятия решения переходят в ранг "запрещенных". Перчатка была брошена, а на следующий день второй дуэлянт ответил контрмерами.
Начиная с 11 октября наблюдение за обстоятельствами процесса "Часть парламента против президента" стало на редкость захватывающим мероприятием. В субботу судебное решение было оспорено в Киевском апелляционном административном суде – и Секретариатом президента, и Генеральной прокуратурой. Основание для апелляции было предсказуемым: рассмотрение вопросов правомочности президентских указов – прерогатива Конституционного суда. А вот сопутствующие апелляции обстоятельства оказались более занятными.
В тот же роковой для предвыборного процесса день выяснилось, что судья Келеберда, по словам представителей президентского лагеря, не имел права принимать свое судьбоносное решение. Во-первых, его заранее предупредили и подробно проинструктировали, что так делать нельзя. А, во-вторых, он вообще не судья, поскольку 10 октября на сайте президента был опубликован указ, согласно которому из предыдущего распоряжения главы государства от 2 февраля 2007 года пункт о том, что Владимир Келеберда назначается судьей Киевского окружного административного суда, был просто-напросто изъят. Судя по намерениям "бютовецев", вопрос президентской кадровой политики еще будет обсуждаться – увольнение, по их словам, мягко говоря, не соответствует принятой процедуре. Процесс согласования "процедур" обещает быть захватывающим: стоит только вспомнить эпопеи с увольнениями-восстановлениями в должности тех же Святослава Пискуна и Сюзанны Станик… А чтобы пока свежеуволенному судье жизнь не казалась слишком скучной, киевская прокуратура возбудила против него уголовное дело (уже приостановленное) – дабы неповадно было противосудные решения принимать. Заодно СП обратился в главе Высшего административного суда с просьбой "разобраться" с работой административных судов, а то что-то их деятельность неправильно организована.
Ход дальнейших событий приобрел оттенок боевых действий. Главная ударная сила БЮТ – неприкосновенные народные избранники – передислоцировалась в Киевский апелляционный административный суд. Да так успешно, что результатом бурной депутатской деятельности стало возбуждение уголовного дела по факту нарушения общественного порядка, хулиганства и вмешательства в деятельность судебных органов. Вернулись к жизни политические обстоятельства, знакомые по 2007 году: моральный прессинг, череда сообщений о вмешательстве представителей внутренних органов или СБУ, всевозможное затягивание рассмотрения решения (например, "бютовцы" попытались заменить судью, рассматривающего апелляцию) – все в лучших традициях украинского политикума. Неудивительно, что восстановить президентский указ суду так и не удалось – заседание переносилось со дня на день, на сей момент актуальная дата рассмотрения иска – 17 октября.
Бдениями в Киевском апелляционном административном суде обе стороны не ограничились. Самым ярким действием президентского лагеря стала ликвидация "нахального" судебного органа – с 14 октября Киевский окружной административный суд прекращает существование, его функции перейдут двум новым единицам. По словам министра юстиции, небольшую судебную реорганизацию Виктор Ющенко планировал уже давно. Но в сложившихся обстоятельствах его преобразовательная активность приобрела сомнительный оттенок банальной мести. Но, в конце концов, должна же Банковая как-то участвовать в событиях помимо продуцирования череды заявлений "все хорошо, выборы состоятся". Ведь противники кампании развернули деятельность по нескольким фронтам: обращаются в КСУ (что никогда лишним не будет), блюдут ВАСУ (контроль за тем, как Высший административный будет по президентской просьбе "воспитывать" низшие административные, привел к экстренной госпитализации заместителя главы ВАСУ) и на всякий случай пристально наблюдают за ЦИК в том пункте, который обеспечение выборов – все во имя исполнения решения Владимира Келеберды. А поскольку в Украине синонимом слова "наблюдение", когда речь идет о депутатах, является "блокирование", ситуация обещала стать интересной. И стала. По словам нардепа Андрея Кожемякина, четверо народных избранников от Блока Юлии Тимошенко 14 октября подверглись насилию со стороны "альфовцев", которые наряду с сотрудниками Управления госохраны создают в здании Центризбиркома массовку. Версия СБУ противоположна – источником агрессии и физических повреждений были депутаты. Кто кого пока неясно: "бютовцы", убедившиеся в добросовестности сотрудников ЦИК, отступили. Временно. Судя по всему, в ближайшие дни полем битвы побудет ЦИК, а дальше обе воющие стороны разберутся по обстоятельствам. Кому война, а украинским политикам – знакомое и почти нормальное положение вещей.
Подайте, кто сколько может…
Как и предполагалось, сторонники проведения выборов столкнулись с ситуацией, в которой обеспечить вероятность проведения избирательной кампании весьма затруднительно. На сегодня для того, чтобы система заработала нужно многое: работающая, как часы (при этом – должным образом) судебная система, обеспечение финансирования выборов и работы Центральной избирательной комиссии и, возможно, даже в первую очередь, сговорчивость всех сторон.
С "судебным" аспектом расклады пока ясны: Банковая уже подала апелляцию, и, судя по боевому настрою БЮТ, у нее хватает оснований рассчитывать на положительное решение вопроса. Безусловно, рассмотрение дела можно и затянуть: отводами, протестами, банальным блокированием дверей зала заседаний – мало ли способов знают украинские политики. Не исключено, конечно, что в своей жажде справедливости "бютовцы" пойдут дальше. И если не выйдет с ВАСУ, то надежды можно возложить на Конституционный суд. Вмешательство КСУ, который сейчас считается довольно-таки лояльным к Юлии Тимошенко, вряд ли воспрепятствует выборам в целом. Практика президента экстренно отменять указы и заменять их новыми в тех случаях, когда их рассмотрение может закончиться не так, как хотелось бы, хорошо известна. Маловероятно, что Виктор Ющенко откажется от применения привычного механизма. Но продолжительная судебная чехарда может существенно скорректировать дату выборов, так что с седьмым декабря, скорее всего, таки не сложится.
Даже если бы в ближайшие дни все мыслимые и немыслимые инстанции признали президентский указ законным, все равно уложиться в запланированные сроки было бы затруднительно. Главные причины тому – бездействие ЦИК и отсутствие самой что ни на есть материальной поддержки. С бездействием все понятно – оно обусловлено пока еще не отмененным судебным решением. А вот с материальной поддержкой ситуация складывается примечательная.
Изначально предполагалось, что необходимые для проведения очередных внеочередных средства из бюджетного кармана щедрой рукой выделит парламент. И он даже попытался – согласно законопроекту Ксении Ляпиной ЦИК на все про все полагается 497 миллионов гривен, при том, что сама комиссия просила 417. Как известно, благие намерения фракций НУ-НС и ПР закончились блокадой парламентской трибуны имени Блока Юлии Тимошенко. Так что с парламентской поддержкой пока по нулям.
Если бюджет не рассчитан на траты, деньги можно попробовать найти в другом месте. Искать можно по-разному. Заместитель лидера фракции ПР Александр Ефремов, например, предложил обратиться за финансовой помощью к НБУ (жаль только у центробанка в ситуации набирающего обороты кризиса и без выборов хватает проблем). Президент же решил пройти проторенным путем: изыскать необходимые средства в резервном фонде Кабмина.
Сказано – сделано, 13 октября Совет национальной безопасности и обороны обязал правительство срочно профинансировать предвыборную кампанию. Благо, летом резерв был существенно увеличен – наводнение "помогло". Воодушевленный поддержкой СНБО президент назначил крайний срок для финансирования выборов – 17:00 13 октября. Правительство ультиматум проигнорировало: Александр Турчинов пояснил, что резервный фонд предусмотрен на покрытие ущерба от стихийных бедствий. "Согласно закону, резервный фонд используется правительством исключительно на преодоление последствий стихии или событий, которые к ним приравниваются", - сообщил он. А уже 14 октября в Секретариате президента пришли к выводу, что разницы, в сущности, никакой. "Средства могут выделяться на другие мероприятия, которые имеют непредвиденный и одноразовый характер", - уточнила заместитель главы СП Марина Ставнийчук. В тот же день правительство провело внеочередное заседание и предсказуемо не поделилось деньгами. Таким образом, Банковая оказалась на распутье – или по миру идти, или Кабмин уламывать, или депутатов уговаривать. Два последних пункта упираются в лояльность БЮТ.
Слаженные действия сторонников Юлии Тимошенко на всех фронтах заметно корректируют президентские планы. Возможно, Виктор Ющенко поначалу и считал, что публикация памятного указа о роспуске парламента одним ходом выведет его в "дамки". Но путь к противоположному краю доски оказался несколько более тернистым. Судебные трения, блокирование ЦИК, препятствование выделению средств – в БЮТ не могут отменить неинтересные им выборы, но затруднить их проведение – с легкостью. Вряд ли Юлия Тимошенко, обращающаяся к президенту с просьбами отменить указ, всерьез рассчитывает на то, что выборы не состоятся. Скорее, вся бурная деятельность посвящена тому, чтобы доказать – Виктор Андреевич в стране не единовластный хозяин. Пока это удается, и БЮТ может выполнить в 2008 году роль Партии регионов в 2007 – политической силы, которая существенно затянула исполнение президентской воли и выторговала себе ряд преференций, вроде состава ЦИК. Да и моральное удовлетворение никто не отменяет: ведь это не Юлия Тимошенко сейчас выступает в роли просителя. Вот только с учетом непредсказуемости украинского политикума, трудно рассчитывать на нерушимость статуса-кво. Ситуация меняется каждый день, а сейчас погоду все ждут у суда…