Велогонке "Тур де Франс" исполняется 10 лет [ Редагувати ]
Борьба за желтую майку лидера. Во Франции проходит одно из главных спортивных событий года - велогонка Тур де Франс. Ровно сто лет назад ее организовали журналисты, чтобы поднять тираж газет. Но вскоре это соревнование стало одним из символов страны. О том, как спорт сумел сплотить нацию, - репортаж нашего специального корреспондента Натальи Гуменюк.
Наталья Гуменюк, корреспондент:
- Для французов Тур де Франс - грандиозный карнавал. Но не только - здесь не сомневаются: это спортивное событие в свое время объединило страну. Благодаря маршрутам велогонки граждане научились узнавать контуры собственного государства.
Магазины, дома, заборы - украшали всей деревней. В Сент-Фаржо всего 1800 жителей. Сегодня этот населенный пункт - расположенный в малопопулярном среди туристов центре Франции - впервые за сто лет включили в маршрут самой престижной велогонки мира - Тур де Франс. Путь, который преодолевают спортсмены, - меняют ежегодно. К списку уже известных городов организаторы специально добавляют и такие малоизвестные - как Сент-Фаржо.
Елизабет Дезмет, президент туристического бюро Сент-Фаржо:
- Что касается экономики, туризма, то наш регион между Лионом и Орлеаном мало кто знает, а ведь здесь строят единственный в Европе замок - по технологиям 13-го века!!! Для меня Тур де Франс - не спорт. Я путешествую по своей стране, сидя в кресле перед телевизором.
В начале 20-го века - многие французы знали лишь названия больших городов и не представляли, где проходят границы государства. Географические карты были у единиц. Придумала и организовало гонку газета "l'auto". на своих страницах они напечатали первые схемы маршрутов Тур де Франс и описание регионов. Это вызвало ажиотаж. Гонка становилась все популярнее - как и газеты. За 20 лет количество подписчиков выросло с 25 тысяч до полумиллиона. Сегодня каждый этап "Большой петли" освещают 20 журналистов "l'equipe".
Жюль Симон, журналист "L'equipe":
- Успех нашей газеты был в том, что ее начали читать и на юге, и на севере, на западе и востоке - везде, где проходил турнир. К тому же, это было очень непростое время - Первая мировая, плохо развиты коммуникации, в каждом регионе процветал национализм. А ведь тогда формировалась национальная идентичность в современном понимании. Теперь благодаря Тур де Франс - Францию знает весь мир.
В зависимости от сложности каждый из 22 этапов гонки длится 4-5 часов. Расстояние - до 200 километров. Вдоль всего пути - особенно в населенных пунктах - выстраиваются вот такие очереди зрителей. Билет на Тур де Франс не нужен! Эта семья приехала из Северной Ирландии. Места напротив финишной прямой заняли за 5 часов до начала.
Марк Тонер, зритель "Тур де Франс" из Ирландии:
- Конечно, гонщики пронесутся мимо нас за считанные минуты. Но атмосфера необыкновенная. Побывав в прошлом году на Тур де Франс, я был так вдохновлен, что занялся велоспортом сам.
Тур-де Франс задумывался как коммерческий проект- увеличить прибыли газеты. Теперь это уже традиция, но и за ним тоже стоит бизнес. Знаменитая "желтая майка лидера" получила свое название потому, что газета-основатель печаталась на желтой бумаге. Вот такая майка "горного короля" - белая в красные горохи - потому что так выглядела упаковка шоколадного бренда, учредителя этого приза. Бизнес развивается вместе со спортом. Излишней коммерциализации спорта в 21-веке опасается один из пяти лучших гонщиков всех времен и народов - Бернар Ино.
Бернар Ино, велогонщик, 5-кратный победитель "Тур де Франс":
- За те 20 лет, когда я ушел из спорта, велогонки мало изменились. Улучшилась техника, метал стал легче. Снаряжение! - мы о таком и не смели мечтать. Да и дороги по всей стране - куда лучше. Это тоже деньги спонсоров - куда без них. Мы, спортсмены, - среди организаторов - должны следить, чтобы бизнеса не было больше спорта - иначе - велогонка умрет.
В этом году в центре внимания Тур де Франс - возвращение звезды. Семикратный победитель турнира американец Ленс Армстронг - излечившись от рака - снова соревнуется за звание лучшего гонщика в мире. В этот день победа - за британцем - Марком Кавендишем. Только его наградить, здесь начинают собираться в новый путь. Финишная прямая, подиум, оборудование, 2000 человек организаторов и тысяча журналистов - уже с самого утра должны быть в другом городе. И привезти туда ощущения праздника. Тур-де Франс еще называют самым большим в мире цирком на колесах.
Наталья Гуменюк, Владлен Ноль, "Подробности", телеканал "Интер", Франция.