Литовский депутат: Голосование "за товарища" у нас категорически запрещено [ Редагувати ]

Депутат Литвы Далия Куодите, находясь с неофициальным визитом в Украине, согласилась дать интервью изданию "Главред", в котором рассказала о депутатской дисциплине и парламентском лоббизме в Литве.
- Украина сейчас в ожидании очередных парламентских выборов, но новое избирательное законодательство пока не принято. Скажите, пожалуйста, по какой избирательной системе проводятся выборы в Сейм Литвы?
- У нас смешанная система выборов: половина депутатов избирается по мажоритарным округам, половина – по партийным спискам.
- Списки кандидатов в парламент у вас открытые или закрытые?
- (Удивленно) В каком смысле?
- При "закрытом" списке избиратели голосуют за партийный список в целом, не имея возможности влиять на расположение фамилий в нем…
- Имена кандидатов у нас обязательно оглашаются, кроме того, избиратель имеет право переставлять их местами, рейтинговать, если так можно выразиться. Голосующий может выдвинуть политика, который ему импонирует, на первые позиции, а непопулярного, наоборот, переставить на более низкое место в списке, иногда даже (в редких случаях) – вплоть до выбывания из списка.
- Как давно был принят в Литве закон о выборах, и сколько всего их было с момента провозглашения независимости республики?
- Закон о выборах действует в Литве еще с первых выборов 1992 года. Базовый документ с тех пор не менялся. В него периодически вносятся коррективы. Вот и сейчас ведется обсуждение инициативы президента о внесении изменений в этот закон. Суть предложения в том, чтобы наложить запрет на финансирование юридическими лицами политических партий. Будет ли оно одобрено, пока неизвестно, на эту тему ведутся активные дискуссии. На мой взгляд, сейчас процесс вполне прозрачен: источники финансирования можно проследить по декларации, а потом проверить, каким образом отрабатывают депутаты или партии вложенные в них деньги.
- У вас есть случаи лоббирования бизнес-группами в парламенте своих интересов?
- У нас есть закон о лоббизме, и есть зарегистрированные лоббисты, все их знают - они работают по заказам каких-то групп. Это естественно, когда парламентарии работают с различными группами и представляют их интересы. Самое главное, чтобы все было прозрачно и ясно, кому нужен этот закон. Часто это бывают нормативные акты, направленные на развитие какой-то отрасли. Конечно, есть какие-то не вполне прозрачные процессы, но когда регистрируется закон, в объяснительной записке указывается, кто автор и кто инициатор.
- А есть ли практика принятия законов в интересах каких-то вполне определенных компаний или отдельно взятых производителей, за что парламентарии получают вознаграждение?
- Говорят, что есть. И было даже несколько скандалов, связанных с этим. Но назвать это распространенным явлением в нашем парламенте нельзя.
- Насколько строго у вас относятся к депутатам, не посещающим заседания? Есть ли такие, которые после принятия присяги, больше ни разу не появились?
- Таких, чтоб совсем не ходили - нет. Определенная дисциплина в этом отношении, конечно, соблюдается.
- А можно ли голосовать вместо отсутствующего коллеги?
- Недавно был случай, когда один парламентарий улетел в Таиланд, а свою карточку оставил другу, и тот за него голосовал. Поскольку все происходящее в сессионном зале снимается камерой наблюдения, это нарушение засекли. Тот, кто голосовал за коллегу, как-то смог уйти от ответственности. Но тот, кто передавал свою карточку, лишился мандата, парламент проголосовал за снятие с него полномочий. Голосование "за товарища" у нас категорически запрещено.
- Какое, по вашим наблюдениям, основное различие между Верховной Радой Украины и Сеймом Литовской Республики?
- Основное, пожалуй, в ведении политической, если так можно сказать, дискуссии: у нас бывают громогласные обсуждения рабочих вопросов, но чтобы пускали в ход кулаки, такого еще не было.