Ирина Сех: На "Свободу" прицепили лейбл агентов Путина и "Газпрома" [ Редагувати ]

Одной из топ-тем для парламентских новичков из "Свободы", кроме известных филологических диспутов, стала борьба с добычей сланцевого газа. Многих это удивило, потому что поиск альтернативных источников энергии является одним из программных положений партии, а недоброжелатели уже намекают, что "свободовцы" играют на руку самому "Газпрому". отмечает издание "Главком".
Главным идеологом "антисланцевой" борьбы в "Свободе" является Ирина Сех, которая возглавила комитет по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ранее Сех возглавляла экологическую комиссию во Львовском облсовете, где, к тому же, была председателем крупнейшей фракции. В мае 2012 года депутаты Львовского облсовета выступили против разработки компанией Chevron месторождений сланцевых газов Олесской площади, ссылаясь на то, что Кабмин провел конкурс на разработку месторождений с нарушениями законодательства. Уже в этом году "свободовцев" возмутили решения Харьковского и Донецкого облсоветов, которые согласовали проект соглашения о добыче сланцевого газа на территориях областей, и они пообещали обжаловать эти решения в судах. Очевидно, что при прохождении аналогичного вопроса в западных облсоветах у власти возникнут, мягко говоря, некоторые сложности.
Министр Проскуряков не пустил меня в коллегию Минэкологии
Судя по всему, местные советы Львовщины и Ивано-Франковщины, которые контролирует "Свобода", вряд ли дадут согласие на добычу сланцевого газа на территории Олесского месторождения. Смогут добытчики как-то обойти этот момент?
- Сейчас на Львовщине проходят общественные обсуждения по требованию местных советов, в отличие от Харьковской и Донецкой областей, где Shell людям ничего не объяснила, а сделки были поддержаны общим "одобрямсом". На Львовщине Chevron хотя бы делает вид, что они считаются с местным самоуправлением. Считаю, что наша центральная власть грубо нарушает Конституцию и законы Украины. С первого дня хронологии относительно будущей разработки сланцевого газа и сегодня каждый шаг проходил с грубыми нарушениями.
В Конституции четко сказано, что недра являются собственностью украинского народа. У нас же 17 ноября 2011 были внесены изменения в Кодекс Украины о недрах и закон "О соглашениях о разделе продукции". Из кодекса был изъят пункт, согласно которому обязательному согласованию областными советами подлежал перечень участков недр (месторождений полезных ископаемых), которые могли предоставляться в пользование на условиях, определенных соглашением о распределении продукции. Аналогичные изменения внесены и в закон о распределении продукции. Более того, из этого закона изъято абзац, которым предусматривалась обязательная публикация в официальных печатных изданиях перечня таких участков недр. Есть местные советы, которые являются представителями населения, этими изменениями полностью отстранены от всякого согласования. На сегодня я готовлю конституционное представление о том, что эти изменения в закон является грубым нарушением Конституции. Думаю, на вторник такое представление будет готово и под ним будут стоять подписи депутатов.
А что тогда согласовали Харьковский и Донецкий облсоветы?
- Это уже вступает в действие норма закона о соглашениях о разделе продукции, к которой они не успели внести изменения. Согласно действующему сейчас законодательству без решения облсоветов никакие работы пойти не могут. Должно быть хотя бы формальное согласование, как было в Донецке и Харькове. Даже согласно закону о доступе к публичной информации, этот проект соглашения должен быть напечатан на официальном сайте облсовета за месяц до сессии, но этого не было. То есть депутаты облсоветов этого соглашения не видели, но, хоть и с нарушением процедуры, формально этот закон поддержан сессией.
А могут ли в случае сложностей со стороны западных облсоветов быть изъяты из закона и нормы о необходимости согласования с облсоветами самой сделки?
- В сегодняшних условиях, когда я возглавляю комитет, они даже межведомственную комиссию ликвидировали, а министр Проскуряков так напуган, что даже не среагировал на решение комитета включить трех человек из комитета в коллегию Минэкологии - меня как председателя комитета и двух заместителей. Включили только одного заместителя, входящего в состав правящего большинства. В истории украинского парламентаризма еще такого не было. Поэтому очевидно может быть все - изменения в закон могут ставиться на рассмотрение сессии без согласования комитета. Но это уже им будет намного труднее делать, поскольку будет реакция, и не будет так тихо, как с изменениями в законодательстве, произошедшие в течение 2011-2012 годов. К сожалению, те решения принималось не на пользу ни экологии, ни экономике.
Например, 2 октября 2012 Верховная Рада в период, когда все были заняты выборами, приняла закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения соглашений о распределении продукции, каким создала просто тепличные условия инвесторам в разработке национального природного богатства, одновременно пренебрегая законами и Конституцией .
Но соглашения о сланцевом газе и привлечении мощных инвесторов власть сейчас представляет как свою победу.
- Хорошо, давайте смотреть на экономику. Я сейчас буду говорить, как человек, который тоже болеет за энергетическую и экономическую независимость Украины. В статье 6 закона о соглашении о разделе продукции предусмотрены такие изменения - приобретения права собственности на земельные участки, необходимые для использования недр на условиях соглашений о разделе продукции, осуществляются государством в соответствии с законом, если иное не предусмотрено соглашением о разделе продукции. То есть может быть установлен иной порядок приобретения прав собственности на землю, чем это предусмотрено Земельным кодексом! Мне часто приводят Польшу как пример, но там, если четко не установлено, чья это земля, она никогда не будет предоставляться в разработку месторождений. Согласно же изменений к нашему законодательству, эта земля может изыматься для так называемых общественных потребностей. На Львовщине, где я живу, много такой земли, и уже можно представить, как эту землю начинают изымать по решению суда для так называемых общественных потребностей. Это уже хотели сделать под Евро - и это был бунт, Колиивщина, люди просто готовы были за вилы взяться.
Также согласно изменениям в закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, соглашением о разделе продукции может быть установлен и иной порядок ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности и отчетности, чем это предусмотрено законом. То есть не будет никаких тендеров на закупки товаров, работ и услуг за государственные средства.
У меня есть отчет американской стороны, который я буду озвучивать, - ученые изучали, насколько наше украинское законодательство приспособлено к подобным работам. Более чем на 150 страниц один том и второй. Представители серьезных научных институтов пишут, что нужно внести изменения в Земельный кодекс, что можно распоряжаться только приватизированным земельным участком, а не так, как хочет наша нынешняя власть. И они дают предложения о внесении изменений где-то к 50 украинским законам, где четко пишут, что и как надо урегулировать. Но наша власть этого не слышит и все бегом проталкивает, чтобы показать в Давосе будто у нас нет репрессий, но есть сланцевый газ.
Караул по энергетической независимости - это просто мираж
Что вы знаете о мелкой частной компании, которой принадлежит 10% с украинской стороны в этом "сланцевом" СП?
- Я сейчас имею на руках соглашение между нашим правительством и инвестором на 400 страниц и буду очень внимательно его анализировать. Но выяснилось, что эта мелкая компания имеет за собой весьма не мелких покровителей из высших эшелонов украинской власти, с "семьи". Поэтому весь этот шум по энергетической и экономической независимости - это просто фата моргана, мираж, которым хотят закрыть глаза многим людям.
Возможно ли изменение вашего мнения о добыче сланцевого газа?
- В программе ВО "Свобода" есть целый раздел, посвященный альтернативной энергии - мы понимаем и осознаем важность энергетической независимости. Но мы требуем четкого соблюдения законодательства, международных экологических норм, информированности территориальной громады. Когда я возглавляла экологическую комиссию во Львовском облсовете, то вообще не знала, что такое сланцевый газ. Но уже тогда появлялись люди, которые претендовали на отдельные участки сегодняшней Олесской площади. Когда же появилась единая Олесская площадь, на сессию облсовета приехал представитель министерства и начал убеждать, что немедленно надо принять согласования добычи. Мы просили технико-экономическое обоснование, но нам, кроме листка формата А4, ничего не показали. И от 9 февраля 2011 года до сегодняшнего дня делается все, чтобы никто не знал, что происходит. В сегодняшних условиях тотальной коррупции, обогащения отдельной семьи и отдельных групп я не вижу, что это происходит для пользы нашего государства и для украинцев.
Может же быть и так, что потом все спишут на какого-то прораба, который мало зацементировал трубу - и от того загрязнены воды. А на территории Карпатского бассейна - водораздел Черного и Балтийского морей, и, если, не дай Бог, что-то будет не так, может произойти страшная трагедия. Мы уже имеем Радехов, где на прием граждан ко мне пришел с десяток людей с серьезными проблемами, с опухолями в голове. Там меланж - радиоактивное топливо, и мы несколько лет боролись, чтобы его оттуда вывезли. Мы имеем Дунаевцы Хмельницкой области, где дети уже рождаются с одной перепонкой в носике. Об этом никто не думает, однако прицепили лейбл: говорящий об экологических угрозах и нарушениях законодательства, - агент Путина и "Газпрома". Давайте лучше говорить, сколько агентов Путина сегодня сидит в украинском правительстве. Говорить о наркомане, который является в зависимости от наркотиков, что он лишь в одном моменте стал сознательным, - это как раз о нашей исполнительной власти.
Ваши партнеры по оппозиции вам помогают в этой борьбе?
- С Кужель мы вместе ходим на круглые столы. На пикетирование Донецкой администрации подавал заявку "Фронт змин", слышала, что "Удар" обжалует соглашение с "Шелл". Фракция "Батькивщины" не голосовала за эту сделку в Харьковском облсовете. Так что мы не одни в поле воины.
Ребята Медведчука, кстати, тоже на вашей стороне. Имеет ли ваш комитет какие-то свои выводы относительно экологичности добычи?
- Я предложила проведении парламентских слушаний, но за их проведение должно проголосовать парламентское большинство. На согласовательном совете я буду предлагать это постановление. Но если не будет парламентских слушаний, мы будем проводить слушания. Сейчас очень активизировались общественные и экологические организации Донецка и Харькова - я даже не надеялась. Люди очень обеспокоены тем, что нам хотели подсунуть "кота в мешке".
Первое выездное заседание комитета будет в Чернобыле
Есть ли у комитета, что вы возглавляете, реальные полномочия влиять на экологическую ситуацию?
- В комитете паритет: из 14 членов 7 - это Партия регионов и коммунисты и 7 - демократы. Конечно, реальные - финансовые и контролирующие - полномочия у исполнительной власти, но на каждом заседании комитета я ставлю конкретные вопросы относительно нарушений законодательства, в частности в тех же Дунаевцах, где вредное производство по документам закрыто, но ночью работает.
Это кроме подготовки законодательной базы. К сожалению, многие законы, которые готовил комитет, не были поддержаны в сессионном зале. Например, изменения в Водный кодекс по тех же застройках прибрежных полос не принимаются с четвертого созыва и общество об этом не знает.
Первое выездное заседание комитета будет в Чернобыле - хотим поехать, посмотреть состояние выполнения общегосударственной программы, потому что денег много было потрачено, потом едем в Кривой Рог, Калуш...
В комитете паритет, то есть приходится искать компромиссы. Это удается?
- У нас были очень бурные дискуссии относительно плана работы, но в конце концов все получилось.
"Регионалка" Юлия Левочкина недавно предлагала ввести налог на товары в упаковке. Ваша фракция поддержала бы такой проект?
- Пока такого законопроекта у нас нет.
Он в прошлом созыве был зарегистрирован.
- Но у нас его еще нет. Конечно, проблема с бытовыми отходами в Украине не решена. Нет государственной программы обращения с этими отходами, и, к сожалению, "регионал" Левочкина с предложением такой программы не выходила. Наш комитет уже это обсуждал, и мы намерены ставить этот вопрос перед Кабинетом министров. Украина без этой стратегии топится в мусоре, и серьезных заводов по переработке ТБО, кроме Харькова, не существует. Проекты "Чистый город", которые были анонсированы, серьезных результатов пока не дали.
Вы зарегистрировали законопроект о повышении экологического налога для местных бюджетов. Какие у него шансы пройти в Раде?
- Этого я не могу сказать, но я знаю свой долг. Мы имеем проблему на местах - там есть загрязняющие предприятия, которые зарегистрированы в Киеве, областных центрах, а территории, на которых они расположены, имеют серьезные проблемы. Этот законопроект является определенным возвратом в Бюджетный кодекс, который был раньше. Мы видим, что отчисления в общий фонд госбюджета с каждым годом увеличивается за счет местных бюджетов. Этот процесс нужно остановить. И первым моим постановлением был мораторий на принятие законов, ограничивающих права местного самоуправления.
Завершим тем, с чего начали - газом, только не сланцевым, а естественным. Вы можете прокомментировать активизацию на черноморском шлейфе господина Ахметова?
- Я это не могу комментировать. Но я наблюдала еще во Львове, как очень часто исследования происходили за государственные средства, а затем лицензии на те недра получали частные структуры. Это является поводом для серьезного разговора на государственном уровне - что происходит с нашими недрами, кто сколько добывает и зарабатывает, и что с этого имеет украинский народ.