Поддельный бензин убивает автомобили украинцев [ Редагувати ]
Ну и теперь узнаем результаты нашего расследования. Какой бензин - подделка? И как спасти свою машину от аферистов - выяснял Сергей Кудимов.
"Автомобиль не роскошь" - говорили когда-то классики. Но теперь вряд ли с этим можно согласиться. Уж слишком высоки цены на бензин. И что удивительно - цены на заправках растут только в сторону увеличения. Нефть "шла вверх" - бензин дорожал, нефть немного упала - бензин по-прежнему дорожает.
Что самое удивительное - по словам экспертов, эти бешеные суммы мы с вами в половине случаев платим за фальсификат. А попросту говоря - за подделки. Схема проста - у меня в руках канистра "80-го". Две недорогие присадки - и это уже бензин класса премиум, ловкость рук и никакого мошенничества. Об этих черных схемах - специальное расследование программы.
Внутри страны процветают коррупционные схемы времен Януковича. Одна из них - торговля контрафактным бензином. Мы проверим, чем разбавляют топливо на самых популярных отечественных АЗС. Пробы будем брать вот в эти канистры.
Мы сейчас находимся где? Недалеко от одной из заправок? - Пару минут езды. - Вы тогда подъезжаете туда, становитесь возле магазина, ты мне перезваниваешь и тогда уже подъезжаю я.
- Алле, алле. Вот как раз звонят. Вы на месте?
- Сережа, подъезжай. Первая колонка.
Итак, наша первая попытка увенчалась успехом. Мы заправили только что канистру 95 бензином - три литра - мы не называем заправку. Пометим ее цифрой "1".
"Мы готовы, тебе нужно подъехать на первую или на втору. - На первую или вторую.
Ого. Да сюда очередь. Дело в том, что бензин здесь дешевле, чем на остальных заправках.
Наш последний образец. Номер четыре. И мы сейчас идем в Киевский институт судебных экспертиз. Ты мне поможешь? - Конечно.
"Здравствуйте, принесли Вам образцы 95-го бензина. Куда ставить? - Сюда (на ускорке ставим). Скажите, если в этом бензине окажутся нехарактерные примеси, вы это увидите? - Обязательно.
Как на рынок попадает контрафактный бензин? При Януковиче в стране процветала контрабанда. Вот только одна их схем. Так называемый "оборванный транзит". Бензовозы по документам везут нефтепродукты, скажем, из Польши в Армению. На самом же деле топливо сливалось в Украине. Таким образом, преступники экономили на уплате налогов и акцизов. Прибыль - миллиарды гривен.
Это - Килия. Маленький и неприметный город в устье Дуная. Неофициальные речные ворота для нефтяных контрабандистов. Жители Килийского района считают, что это контрабанда. Приходит судно, они видят, что никаких распознавательных знаков.
Суда без опознавательных знаков подходят вот к этому понтону в камышах. Отсюда по трубе нефтепродукты перегоняют на нефтебазу. Увидев съемочную группу на причале, ее охрана не на шутку всполошилась.
"Здрасте. А шо за ТВ? - а Вы кто?- Я охранник. Охраняю тут. - Вы пограничник? - Нет. Но зона пограничная".
Судно с нефтепродуктами - не мышь. Без ведома пограничников вряд ли проскочит. Но на замке не только граница, но и рты ее стражей.
- Выключи камеру. Выключи. Здравствуйте. - Красавец, не понимает. - В смысле выключи? - Я говорю, камеру выключи, че вы снимаете?
- Что за понтон? - Я не знаю, что за понтон. Все вопросы к руководству.
Опрошенные нами эксперты утверждают - за последний год контрабанды стало меньше в разы. Но контрафактный бензин на рынке никуда не делся.
"Если взять, сколько поставили на рынок импортеры и производители, то получится, что у нас порядка - в прошлом году - порядка двадцати процентов бензина взялось из ниоткуда", - говорит Сергей Куюн, аналитик нефтегазового рынка.
Бензин из ниоткуда - на самом деле - кустарного производства.
"Много есть способов. Но я не намерен их в прямом эфире рассказывать. Берутся некоторые смеси, коксохим например, продукты первичной переработки, вводятся туда присадки и продают как бензин. Оно горит, но к бензину оно отношение не имеет", - говорит эксперт леонид косянчук, президент ассоциации "Объединение операторов рынка"
"Отдельные сети, которые смесевым топливом торгуют с добавлением биоэтанола, проводили смешивание топлива непосредственно в бензовозах, которые доставляли топливо на АЗС", - говорит Марунич.
Наш бензовоз заправился на одной из нефтебаз под Киевом. Мы следуем за ним. Увидим, где он сольет бензин и если это будет АЗС, возьмем пробу топлива.
Некачественное топливо медленно, но верно убивает автомобиль.
"Здесь выложена лишь часть узлов и агрегатов, которые страдают от некачественного топлива. Первым, кто вступает в борьбу с плохим топливом - сетки бензонасоса, дальше топливные фильтры, форсунки. Есть топливный бак, трубопроводы, камеры сгорания. Замена такого агрегата - от тысячи евро для авто среднего класса", - говорит эксперт.
А вот и результаты экспертизы бензина. К пробам номер один, два и пять - у экспертов вопросов нет. А вот в третьей и четвертой оказалась высокая концентрация смол. Причем в третьей пробе, показатели даже превысили норму.
"Повышенное содержание смол может привести к преждевременному выходу из строя двигателя за счет отложений смол", - говорит эксперт.
Проба номер три единственная не прошла тест на детонационную стойкость. 95-й оказался скорее девяносто вторым.
"Это свидетельствует о том, что для высоко-оборотистых двигателей на повышенных скоростях, может, как говорят автомобилисты, пойти в разнос. Начнет стучать или того хуже приведет к аварии", - говорит эксперт.
Поймать мошенников за руку, практически невозможно. Контролер обязан уведомить АЗС о своем визите за десять суток. К тому же, Кабмин ввел мораторий на проверку бизнеса. Хотя при желании вывести грязных игроков на чистую воду вполне реально.
"Поднимаем железнодорожные накладные. Везут компоненты топлива - присадки и так далее. Кто везет? Когда это обычный трейдер везет на свою нефтебазу и потом каким-то чудесным образом у него с этой нефтебазы выходят не компоненты топлива, а бензин", - говорит Касянчук.
А еще нужно менять технические условия. Ведь нынешние требования к качеству бензина вполне легально позволяют добавлять в топливо компоненты, которые съедают автомобиль изнутри.