НАТО не откажется от украинского ВПК [ Редагувати ]

Сейчас одной из самых неоднозначных политических тем, которые муссируются в Украине, является вопрос вступления/невступления нашей страны в Северо-Атлантический альянс, то есть, проще говоря, в НАТО. Главным козырем оппонентов европейской интеграции государства является утверждение, что членство в блоке равносильно смерти украинскому военно-промышленному комплексу. Однако так ли это?
3 июня в Киеве международная конференция "Трансатлантический рынок вооружений для Украины: миф или реальность?". В ходе мероприятия стала понятна одна до чрезвычайности важная вещь: страны НАТО не намерены отказываться от оружия советского образца и заинтересованы в продукции украинского военно-промышленного комплекса. Об этом заявил директор Центра информации и документации Альянса в Украине Мишель Дюре.
Он в частности заявил: "Сегодня 11 стран НАТО используют бывшее оружие советского типа, и они не собираются отказываться от него". Дюре сказал, что у украинской "оборонки" фактически уже готова ниша для деятельности, однако "все зависит от маркетинга, желания украинского ВПК найти возможности в этом рынке... В любых странах НАТО сегодня рынок диктует условия ". Также чиновник добавил, что утверждение о том, что при вступлении Украины в Альянс национальный ВПК будет разрушен, является мифом. Стоит сказать, что стандарт НАТО - это не определенные технические характеристики оружия, а, скорее, определенный стандарт качества, которого должны придерживаться вооруженные силы государств-членов.
В конце Дюре разжевал и так понятный всем месседж: "Нужно смотреть в будущее, нужно понять, что Советского Союза больше не существует, нужно искать новые ниши и нужно конвертировать то, что возможно... Мы (НАТО - Авт.) готовы поддержать Украину и помочь Украине, если вопрос (об активизации сотрудничества с Альянсом) будет стоять".
4 июля, во время заседания круглого стола "Евроатлантическая интеграция Украины и проблемы ОПК" директор института внешней политики дипломатической академии МИД Украины Григорий Перепелица сказал: "Украина должна разработать среднюю и долгосрочную стратегию развития отечественного оборонно-промышленного комплекса на пути к НАТО". Он отметил, что этот вопрос очень важный, поскольку по опыту стран, вступивших в Альянс видно, что некоторые утратили перспективы собственного ОПК, а ОПК некоторых стран начал развиваться. Перепелица отметил, что должна быть разработана четкая система оборонных заказов внутри страны. Он также считает, что рыночная экономика заставит модернизировать предприятия ОПК, поскольку все предприятия стран НАТО работают по этому принципу.
Только слепой и глухой, который живет в Украине, мог не слышать о тех политических баталиях, которые ведутся вокруг проблемы НАТО в Украине. Оппозиция может праздновать победу. В коалиционном договоре БЮТ, НСНУ и СПУ приняли решение до 2008 года провести всеукраинский референдум по поводу членства в Альянсе и ЕС, хотя с юридической точки зрения он и не является обязательным.
Руководители НАТО могут быть пока спокойны. Североатлантические потуги нашей страны вылились в решение, узаконенное в коалиционном договоре, которое говорит, что коалиция обязуется обеспечить государственное финансирование вооруженных сил на уровне не менее 2% валового внутреннего продукта за общим фондом государственного бюджета. Согласно соглашению, коалиция обязуется обеспечить переход к формированию вооруженных сил на контрактной основе с 2010 года, обеспечить интеграцию Украины в европейские системы коллективной безопасности путем приобретения полноправного членства в Европейском Союзе и сотрудничество с НАТО.
Также коалиция обязуется создать условия для действующего общественного контроля состояния и процесса реформирования всего сектора военной безопасности страны, принять законодательные акты, направленные на продолжение участия Украины в военном и военно-техническом сотрудничестве с другими странами.
В этом контексте интересно заявление будущего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Народный депутат считает недостаточной информированность украинцев о деятельности НАТО. По мнению Тимошенко, информация о НАТО в Украине полностью отсутствует и это показывает низкий профессиональный уровень работы власти с информацией. Она заявила, что, по ее мнению, сначала обществу нужно объяснить, что такое НАТО, а затем устраивать референдум по поводу вступления Украины в эту организацию. Тимошенко отметила, что украинское общество глубоко не проинформировано и нуждается в профессиональной дискуссии об Альянсе.
И здесь, как это ни обидно для ее соперников и оппонентов, Юлия Владимировна права. В этом контексте хочется вспомнить еще одно событие, которое произошло не так давно. 21 июня во время одной из совместных с военными из натовской Чехии международных конференций начальник Генерального штаба ВС Украины Сергей Кириченко заявил, что Украина будет изучать опыт этой страны по практическому "членству" в Альянсе. В частности, украинцы хотят "промониторить" развитие вооружений и военной техники Чехии.
В свою очередь начальник Генштаба вооруженных сил Чехии Павел Штефка отметил, что огромное значение имеет позиция населения при вступлении страны в НАТО. По его словам, изменение мышления людей является самым главным. Он проинформировал, что так же, как и в Украине, в Чехии был очень низкий уровень поддержки вступления в страны НАТО. До вступления Чехии в НАТО поддержка населения составляла 40%, в год, когда Чехия вступила, - 55%, и на данный момент - около 70%. Также он отметил, что очень много негативной информации о НАТО, распространяющейся для населения, является неправдивой. Он отметил, что никто не вмешивается во внутреннюю политику страны, никто не заставляет направлять военные миссии.
Штефка сообщил, что на вступление в НАТО Чехия потратила около 1% от национального дохода средств. В то же время, по его словам, пребывание страны в этом альянсе принесло в 3 раза больше средств, которые идут на строительство авиационных баз, профессиональную армию, учения.
Не правда ли, ситуация, нарисованная чешским генералом, похожа в чем-то на украинскую? Только уровень недоверия к Западу, благодаря тоталитарному прошлому и заклятому северному другу, у нас еще меньше.
Уже вышеупомянутый Мишель Дюре на той же конференции заявил, что Альянс не покупает оружие, а его страны конкурируют между собой. Тогда же он добавил: "Нет никакой связи между будущим ОПК и потенциальным вступлением Украины в НАТО".
По его мнению, проблема состоит в том, что руководители украинских предприятий оборонно-промышленного комплекса не знакомы с возможностями сотрудничества со странами НАТО в отрасли совместного производства и разработки вооружений и военной техники. "Не хватает информации в этом секторе. Директора заводов не имеют информации относительно возможности сотрудничества с НАТО", - сказал Дюре. Он объяснил, что именно по этой причине центр информации НАТО в Украине финансирует круглый стол по этой тематике. Дюре также отметил, что вопрос сотрудничества в сфере ОПК лежит в сугубо экономической, а не политической сфере.
В общем, аналитики согласны с ним. "Украина должна разработать среднюю и долгосрочную стратегию развития отечественного оборонно-промышленного комплекса на пути к НАТО", - сказал директор института внешней политики дипломатической академии МИД Украины Григорий Перепелица. Он отметил, что этот вопрос важен, поскольку по опыту стран, вступивших в Альянс, видно, что некоторые утратили перспективы собственного ОПК, а ВПК некоторых стран начал развиваться. Поэтому эксперт считает, что в стране должна быть разработана четкая система оборонных заказов внутри страны. Он также утверждает, что рыночная экономика заставит модернизировать предприятия комплекса, поскольку все предприятия стран НАТО работают по этому принципу.
Координатор программ Центра имени Разумкова Николай Сунгуровский считает, что создание совместных научно-технических центров может стать одним из перспективных направлений сотрудничества между Украиной и НАТО в оборонно-промышленном комплексе.
ОПК традиционно выступал "двигателем" научно-технического прогресса, и, несмотря на наблюдаемый в последние годы "интеллектуальное перетекание" в сферу информационных технологий, научный потенциал украинского ОПК остается высоким, и в формате совместных НТЦ - как, например, в США и Великобритании - мог бы быть востребован не только украинским, но и европейским рынком, отмечает эксперт.
Вместе с тем Сунгуровский говорит, что украинский ОПК разрушит не вступление в НАТО или РФ, а технологический процесс, уточнив, что в Украине понимание "реструктуризации" ОПК ограничено сменой структуры собственности предприятий отрасли. Хотя во всем мире это в том числе и реструктуризация рынков сбыта продукции, и рынков сырья и комплектующих, и смена менеджмента.
При этом, по словам Сунгуровского, 70% основных фондов отрасли - устаревшие, и рассчитывать, что на старые предприятия ОПК придут не только стратегические, но и прямые инвесторы - проблематично.
Аналитик считает, что при оценке перспектив развития необходимо в первую очередь исходить из потребностей собственных вооруженных сил, ведь в 2005 году соотношение между внутренним заказом и экспортом вооружений в Украине, по его данным, составило 1:13, в то время, как в России этот показатель 50% на 50%, а в Западной Европе - порядка 30% на 70%
То есть становится понятна схема сотрудничества украинской оборонки с НАТО. Здесь договоренность идет не Альянсом глобально, а с каждым его членом по отдельности.
О возможной заинтересованности альянса в украинской продукции говорит председатель венгерского Центра исследований политики безопасности Ласло Тот. "Я не исключаю возможности кооперации с Украиной в области авиационных перевозок не только с Венгрией, но и с НАТО в целом",- сообщил корреспонденту "Коммерсанта" Тот.
За примерами далеко ходить не надо. В 2005 году был подписан трехлетний контракт между украинской авиакомпанией "Авиалинии Антонова", российской "Волга-Днепр" и Организацией по материально-техническому обеспечению НАТО на аренду шести транспортных самолетов Ан-124-100. Согласно условиям контракта, он может быть продлен до 2012 года. Ан-124-100 сейчас рассматривается в качестве временной альтернативы европейским военно-транспортным самолетам А400М, поставки которых начнутся в 2009 году. Достаточное количество этих самолетов может быть произведено только к 2012 году.
С этой точки зрения Украина может обеспечить ремонтом, обслуживанием и модернизацией вооруженные силы 11 вышеуказанных государств. Следует напомнить, что бывшие члены СССР, вступившие в НАТО в 2004 году Латвия, Литва и Эстония на заре своей независимости владели исключительно советским оружием. Изрядная доля вооружений из Союза была и остается у Словакии, Словении, Болгарии и Румынии. То же касается и стран-членов НАТО с 1999 года (Польша, Венгрия, Чехия). Даже у немцев что-то на память об СССР осталось.
А потянет ли Украина роль доктора для устаревшей техники в мире и Европе? Глава "Укрспецэкспорта" Сергей Бондарчук уверен в этом: "Не менее четверти объемов военно-технического сотрудничества (ВТС) составили услуги по ремонту и модернизации вооружений и военной техники. Украина имеет разветвленную ремонтную инфраструктуру, и эти специфические услуги пользуются повышенным спросом. Хорошо поставляются авиатехника, средства радиолокации, бронетехника, высокоточное оружие и, естественно, комплектующие к различным видам вооружений".
В своем интервью "Зеркалу недели" он говорит, что сегодня все меньше государств просто покупают оружие и, напротив, все больше приобретают технологии производства техники. Сегодня, когда гражданские технологии и производство основательно внедрились в сектор безопасности и облик самого ОПК серьезно изменился, наступила новая оружейная эпоха, которая требует более жесткой игры. Наибольшая часть конкурентов появилась в связи с расширением НАТО на Восток - благодаря членству в альянсе страны Центральной и Восточной Европы получили доступ к технологиям.
Эксперты говорят, что чтобы украинская оборонная промышленность и, как следствие, система ВТС выиграли от евроатлантической интеграции, необходимы определенные предпосылки. В странах НАТО как минимум треть производства работает на обороноспособность, то есть на силовые структуры и армию. Именно в связи с этим членство в НАТО открыло доступ к новым технологиям - для насыщения собственных армий новейшими системами оружия.
Бондарчук уверен, что для выживания украинского ОПК стране нужен внутренний рынок военной продукции, нужны четкие правила игры для иностранных и частных инвесторов, необходима оперативная адаптация нормативно-правовой базы к реалиям, тот же закон о военно-техническим сотрудничестве, об оффсетных сделках. И, конечно, политический лоббизм на конкретных рынках для максимальной реализации государством своих национальных интересов.
С ним согласен и Сунгуровский. В своей статье "Что нам российский ОПК готовит?" он предлагает украинским "оборонщикам" прекратить разрабатывать концепции и приступить к разработке долгосрочной стратегии и среднесрочной программы реструктуризации и развития комплекса. Последняя должна быть доведена до подробного (на краткосрочную перспективу) алгоритма действий с реальной оценкой требуемых ресурсов и источников их поступления, куда входят связи с существующими и потенциальными партнерами. Эта стратегия и программа должны быть сосредоточены на приоритетных направлениях развития, а не на "проедании" существующего потенциала ОПК - с учетом тенденций в мировой (особенно европейской) оборонной промышленности и конъюнктуры внешних рынков вооружений: средства антитеррористической борьбы, высокоточные средства сдерживания агрессии, модернизация существующих вооружений и их производство по западным лицензиям, трансферт технологий.