Восторг оппозиции перерос в разочарование [ Редагувати ]

Восторг и разочарование. Похоже, именно этими словами можно описать состояние участников антипрезидентской манифестации и всех, кто следил за событиями 16 сентября. Оппозиция вывела своих сторонников на улицы и пробилась на экраны телевизоров. Но это, пожалуй и все, что удалось организаторам акции. Пытаясь ответить на вопрос - почему, наверное, стоит восстановить события понедельника в хронологической последовательности.
До начала акции - 2 часа. Самые предусмотрительные зрители уже занимают места - поближе к сцене. В основном это - беспартийные манифестанты и симпатизирующие "Нашей Украине". Коммунисты, социалисты и тимошенковцы должны подтянуться к 15.00.
"Я даже горжусь тем, что народ вышел. И я сама вышла. Эта незалежність только нищету нам принесла - больше ничего".
"90% предприятий не работает. Коррупция, мафиози, кланы захлестнули всю структуры на всех этажах власти".
"Якби народ восстав воєдино, можна було б ізмєніть, А ви подивіться - позор Києву. Скільки вийшло києвлян. Раз два і немає".
"Мне очень хочется верить. Я хоть капельку увидела молодежи - и уже надежда появилась. Потому что самые уязвимые сейчас - молодежь и пенсионеры".
Милиции на удивление мало. Зато городская коммунальная служба демонстрирует чудеса заботливости: на Европейской площади появляются биотуалеты.
14:00
Три колонны одновременно начинают шествие к Украинскому дому. Бютовцы стартуют на Софийской площади. Случайных людей в толпе практически нет. Большинство участников манифестации хорошо проинструктированы и достаточно организованы.
Турчинов: "Ми вытаэмо вас, хто зыбрався на площы, вытаэмо вас, патрыоти. Разом переможемо!!!"
Социалисты идут с Подола. Автомобильное движение никто не перекрывает, но инцидентов счастливым образом удаётся избежать. Почти. Столкновение уазика с комсомольским лидером - не в счёт.
Александр Мороз, лидер фракции СПУ: "А никто не перекрывает просто люди пришли а движение идет по другим улицам. Ми ж не виноваты, что так много людей".
Самые организованные, как всегда, коммунисты. Наверное, потому, что идут по давно знакомому маршруту.
"Я сегодня вынесла портрет Ленина, чтобы показать, каким должен быть вождь. Разве он похож на сытые морды этого жирующего свинства, изрыгающего ненависть к народу Украины с телеэкранов. Я - за СССР, иначе планета погибнет".
"Тільки стояти до кінця і добиватися, що народ хоче".
"Палаточный городок - і стояти до последнего. Наша цель - не мыняти плохого пана на доброго, наша цель - міняти весь соціально-економічний строй".
В отличие от рядовых участников, организаторы акции своими планами делятся неохотно. Возникает даже подозрение, что ответа на вопрос - как будут развиваться события - у них нет. По принципу - ввяжемся, а там посмотрим.
Адам Мартынюк, народный депутат, фракция КПУ: "Навіщо мій прогноз? Ви зараз покажете, а воно не збудеться. І скажуть, що я помилився".
Петр Симоненко, лидер фракции КПУ: "Подивимось, подивимось. ... Ми все знаэмо, але якщо ми все розкажемо, то на Банківській зразу будуть знать, що їм треба робить".
14:40
Первым по ступенькам бывшего музея Ленина поднимается Виктор Ющенко, примкнувший к оппозиционерам в последний момент. Три колонны сливаются воедино. Радуга из желто-голубых и красных флагов смотрится не слишком органично, но впечатляюще.
15:00
Начинается митинг. В подборе слов и выражений каждый из выступающих остается верен себе.
Александр Мороз, лидер фракции СПУ: "Наша влада безчесна, корумпована, простiше кажучи - злодiйська. Кучма - тільки ланка, найважливiша ланка цiєї системи. Але без усунення його вiд влади - її не змiнити. Тому ми внесли пропозицiю, яку вiн зобов'язаний i буде прислухатися".
Лидеры ставят под текстом свои автографы. Подписывается и Виктор Ющенко.
Митинг подходит к концу. Организаторы призывают людей снова разбиться по колоннам и идти к Администрации президента.
Виктор Ющенко, лидер фракции "Наша Украина": "Я хотів би трошки скоординувати, що ми далі робимо?"
Посоветовавшись, Виктор Ющенко садится за руль своего автомобиля и уезжает в неизвестном направлении. К Администрации президента отправляются рядовые депутаты "Нашей Украины".
17:00
Коммунисты и социалисты обходятся без излишних эффектов. К Администрации приходят в основном те, кто будет жить в палаточном городке. Палатки разворачивают быстро и деловито. Несколько десятков милиционеров наблюдают за происходящим.
18:00
На подходе к президентской администрации с улицы Лютеранской - картина прямо противоположная. Несколько тысяч демонстрантов - в напряженном ожидании руководства к действию. Милиция дает понять, что на охраняемую территорию народные депутаты могут пройти беспрепятственно. Парламентарии предпочитают перелезть через забор.
В определенный момент кажется, что эмоции возьмут верх над разумом.
Юлия Тимошенко, лидер фракции БЮТ: "Можна отут заблокувати оцей вихід депутатам, а людей просто відкрити там ... і запустити. Зараз ми вивчаємо ситуацію, вивчаємо, скільки Омону у дворі".
Андрей Шкиль, лидер фракции УНА-УНСО: "Я проти цього. Це говорить запальність певна. Сюди людям не варто йти. Є певні плани акції, які не передбачають проникнення на цю територію. Ы я переконаний, що все повинно бути в цих рамках. Принаймні це моя особиста позиція".
19.00
Страсти несколько улеглись. Демонстранты разворачивают палатки. Начинается сильный дождь.
К народным депутатам выходит глава президентской Администрации. Он доволен тем, что демонстрация проходит цивилизованно, но напоминает - устанавливать палатки на проезжей части - противозаконно.
Виктор Медведчук, глава Администрации президента: "Є відповідні норми поведінки і Конституції, і рішення суду. Тому ви дуже слушно зробили, що зупинили людей. Я доповім президенту ваше прохання про зустріч".
Юлия Тимошенко, лидер фракции БЮТ: "Сьогодні передайте!
- Якщо в мене буде можливість сьогодні переговорити, я передам. Як мені сформулювати, хто хоче зустрітись?
- - 127 тисяч.
- -Юлія Володимирівна, ну я не вырю, що тут 127 тисяч. За інформацією правоохоронців, 15 тисяч.
- - І щоб сьогодні визначили час.
- - Я передам, а насчет часу - президент буде визначатись сам".
21.00
Четыре улицы перекрыты 126 палатками. Правда, люди не спешат прятаться от дождя под брезентом. В палатках нет ни спальников, ни матрацев.
"Есть руководство, которое знает тоже об этой проблеме и решит. Конечно, привезут. Мы же не уходим, мы будем здесь".
"Я вам скажу, что завтра Киев встанет, все выйдут, и когда он увидит это, он не сможет игнорировать".
"Завтра, после завтра людей придет еще больше".
17 сентября. 4 часа утра
На ликвидацию палаточного городка милиции понадобилось немногим более получаса. Руководители операции четко рассчитали силы. Депутатов, пользующихся неприкосновенностью, оттеснили. Из рядовых участников акции задерживали только тех, кто оказывал сопротивление.
17 сентября. 17.00
На Майдане независимости собралось около двух тысяч человек. Пообщаться с ними пришли лидеры коммунистов, социалистов и БЮТ. "Четверка" снова превратилась в "тройку".
18 сентября. 17.00
На "информационный митинг" собралось около пятисот активистов. Лидеры к ним не выходили. Они готовят планы на будущее.
Говорить о дальнейших планах оппозиции, по крайней мере сейчас, сложно. Складывается впечатление, что ее лидеры и сами знают об этом не слишком много. Пока известно только, что 24 сентября оппозиционеры планируют собрать максимальное число своих сторонников под Верховной Радой. Демонстрация, по замыслу организаторов, должна заставить парламентариев объявить импичмент президенту. Правда, этот вопрос совсем недавно депутаты даже не внесли в повестку дня - голосов не хватило. А для того, чтобы довести процедуру до конца, требуется поддержка а трех четвертей депутатского корпуса.
Пока главным достижением оппозиции однозначно можно считать то, что акция всё-таки состоялась. Организаторы смогли собрать многолюдный митинг в Киеве - по данным агентства "Рейтер" - 20 тысяч человек - и провести достаточно масштабные манифестации в регионах. Оппозиция продемонстрировала способность объединиться, несмотря на очевидные идеологические противоречия, которые еще дадут о себе знать. Коммунистам, социалистам и БЮТовцам удалось добиться присоединения к акции "Нашей Украины" - пусть даже на несколько часов. К тому же, демонстрации прошли без эксцессов, что дает "четверке" возможность опровергать обвинения в экстремизме.
Но всего этого слишком мало, чтобы праздновать победу или хотя бы утверждать, что борьба закончилась вничью. Цель акции протеста не достигнута, да и сами лидеры, похоже, не верили, что её удастся достичь. массовой манифестация оказалась только в понедельник. Что сыграло здесь главную роль - неверие демонстрантов в выполнимость их требований к главе государства или отсутствие у лидеров оппозиции тезисов и идей, способных вдохновить людей на новые выступления - другой вопрос.... бессрочной акция, а именно так ее анонсировали организаторы, не стала. Революция по вторникам - это не революция. А жаловаться на действия власти - значит, фактически признать своё поражение.
Революция "смытая дождем" и "утонувшая в словах". Это заголовки статей в оппозиционных изданиях. Что уж говорить о провластных СМИ.
Власть 16 сентября старалась демонстрировать полное спокойствие. Это поразило даже оппозиционеров. Находясь в Зальцбурге, Леонид Кучма в интервью австрийской газете "Дер Штандарт" заявил: "Все мы учимся демократии и возможности засвидетельствовать несогласие людей с той или другой политикой в стране... ". У власти был чёткий план действий - причем она была готова реагировать на неожиданные для неё изменения в сценарии акции. Манифестантов старались не раздражать большим количеством милиционеров на улицах - резервы размещали во дворах. Передвижение демонстрантов без особой нужды не ограничивали - хотя суд прямо запретил проведение митинга. Власть не стала играть по правилам, которые ей навязывали, даже наоборот - казалось, что оппозиция играет по правилам, разработанным властью. Самый серьезный прокол - это профилактика телеканалов, которая по удивительному, а оттого подозрительному совпадению пришлась именно на 16 сентября. Но даже эту тему оппозиция "раскрутить" на полную силу так и не смогла.
Пока ей остается только угрожать новыми пикетами. Хотя еще неизвестно, как на составе участников, а значит и количестве, скажутся другие политические события. Например, переговоры по созданию большинства.