Транзитный занавес [ Редагувати ]

На фоне агрессивных заявлений Владимира Путина в Мюнхене на прошлой неделе практически незамеченным осталось сообщение о том, что Литва, Украина и Беларусь разрабатывают проект альтернативного энергоснабжения на случай перебоев в поставках российского сырья. Если идея получит развитие, на западных рубежах бряцающей своим энергетическим оружием России может появиться пояс стран, которые возьмут под контроль транзит большинства российских энергоресурсов.
К энергонезависимости через Роттердам
Сегодня мы можем констатировать, что под аккомпанемент различных "газовых" и "нефтяных" войн мир вступил в эпоху энергетического дефицита. Причем на данном этапе нехватка энергоресурсов беспокоит в основном индустриально развитые страны. Естественно, спрос, который превышает предложение, провоцирует рост цен на энергоносители; но даже не это является сегодня главной головной болью стран-потребителей - большинство из них достаточно богаты и готовы платить сотни долларов за газовые "кубики" и нефтяные баррели. На первый план при нынешней непредсказуемости геополитической и региональной ситуации выходит стабильность и непрерывность энергопоставок. Надежность поставок энергоресурсов такими экспортерами как ОПЭК и Норвегия не может перекрыть нестабильность, продуцируемую погрязшим в гражданской войне Ираком, диктаторскими Ираном и Венесуэлой, а также стремящейся к возрождению былого величия Российской Федерацией. Вопрос обеспечения стабильности энергопоставок сегодня наиболее актуален для Старой Европы, которая, по разным оценкам, на 30-40% зависит от российского газа, и для США, которые видят в этом способ обуздать геополитические амбиции Москвы. Поэтому неудивительно, что именно в Вашингтоне президент Литвы Валдас Адамкус озвучил свой план по организации альтернативного энергоснабжения европейских стран, причем как западных, так и центрально-восточных.
Первым шагом в осуществлении этого проекта должно стать обустройство альтернативных путей нефтеснабжения на случай перебоев в поставках российского сырья за счет Роттердамской нефтяной биржи. Литовский президент рассчитывает, что, например, нефть будут поставлять из Норвегии и Венесуэлы по железной дороге с целью покрытия "срочных потребностей". Идея уже получила поддержку в самой Литве, а также в Украине и Беларуси. "Беларусь, как и Украина, подвержена манипуляциям господина Путина, - заявил Валдас Адамкус. - Создание подобной системы позволит застраховаться от нефтяных блокад со стороны России". Для этого Литва намерена реконструировать терминал в Клайпеде под прием нефти из Роттердама, а Беларусь и Украина - создать необходимую сеть нефтебаз и железнодорожных эстакад по приему нефти. Президент Украины Виктор Ющенко, комментируя заявление Адамкуса, заявил, что поддерживает инициативу относительно координации усилий стран-транзитеров. Позитивная оценка проекта поступила также из Минска, где пресс-секретарь МИД этой страны Андрей Попов сообщил, что Беларусь "активно занимается диверсификацией источников поставки энергоресурсов".
По информации издания "Коммерсантъ-Украина", в Кабинете министров Украины работы по созданию альтернативной системы получения нефти уже ведутся. По словам источника газеты в Минтопэнерго, до конца 2007 года Украина планирует инвестировать в реконструкцию инфраструктуры по приему нефти (нефтебазы и железнодорожные эстакады по перегрузке нефти, получаемой из Литвы) около 50 миллионов долларов. "Прежде всего речь идет о создании резервуарного парка на Дрогобычском, Надворнянском и Кременчугском НПЗ", - пишет издание.
Эксперты считают, что новый проект в первую очередь выгоден самой Литве. "Украина и Беларусь подстраховывают себя от нефтяных блокад со стороны России. В то же время Литва не только подстраховывает от подобного рода проблем расположенный в стране Мажейкяйский НПЗ, но также получает очевидную выгоду - в случае таких блокад она сможет зарабатывать на перевалке нефти через Клайпеду", - говорит член комитета по ТЭК Верховной рады Виктор Тополов. Правда, есть и проблемы. Главная из них - цена. Нефть, поставленная из Роттердама через Клайпеду, по некоторым расчетам, будет на 68-72% дороже российской из-за изначально более высокой цены сырья на бирже (стоимость этой нефти на 47-49% выше российской) и дорогой перевалки в Клайпеде (будет занимать 9-11% в цене нефти), а также высокой стоимости железнодорожных перевозок. Вместе с тем, несомненным плюсом проекта является тот факт, что в случае его реализации серьезно ослабнет влияние России на отечественную нефтяную отрасль: сценарий "если вы не с нами, то мы вам перекроем нефть" станет намного сложнее претворить в жизнь. Более того, если проект Адамкуса окажется успешным, то можно ожидать дальнейшей координации стран-транзитеров российских энергоресурсов - например, в газовой сфере.
"Разом нас багато"...
Идея объединения усилий стран-транзитеров Центрально-Восточной Европы в деле противостояния энергетическому диктату России не нова. Еще в начале 2000-х годов многие украинские эксперты говорили о выгодности для Украины координации действий со своими западными и северными соседями в сфере транзита российских газа и нефти по их территории - в первую очередь об унификации тарифной политики. Тогда эти предложения так и остались на уровне идей, принесенных в жертву "добрососедским" отношениям с Кремлем. А без нашей страны, через которую проходит до 80% транзита российского газа и до 30% - нефти, любые попытки других государств воплотить данный план были обречены на провал. Понадобились Оранжевая революция, "газовая" война между Киевом и Москвой в 2005-2006 годах, последовавший "газпромовский" шантаж Европы и нефтяной конфликт между Россией и Беларусью на рубеже 2006-2007 годов, чтобы идея снова обрела актуальность и даже более того - перспективы реализации.
Первым шагом, как мы уже отметили, могла бы стать унификация тарифных ставок на транзит энергоресурсов в ответ на якобы экономически обоснованные цены на российских газ. Следующим элементом совместной транзитной политики может стать выработка стратегии действий на случай, если Москва захочет "наказать" неугодную страну-транзитера уменьшением объемов транзита энергоресурсов по ее территории - например, отказ другой страны-транзитера в такой ситуации пропускать через свои мощности "освободившиеся" углеводороды. Кроме того, эффективным "зонтиком" для защиты своих интересов для стран-транзитеров станет Европейский Союз, ведь среди его члены (особенно в Центральной Европе) тоже пропускают по своей территории российские энергоресурсы. Таким образом, создание на западных границах Российской Федерации своеобразного "транзитного занавеса" из стран (членов и не членов ЕС), по территории которых с востока на запад текут российские нефть и газ, может стать действенным инструментом противодействия против своевольной политики Кремля-"Газпрома" в сфере экспорта энергоносителей, а также обеспечении надежности и стабильности их поставок в Европу.
Естественно, даже намек на появление подобного союза по интересам был резко негативно встречен Россией. Вспомнив древнюю мудрость, что "лучшая оборона - это нападение", Москва заявила, что вообще планирует отказаться от услуг стран-транзитеров. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что "Россия в среднесрочной перспективе будет самостоятельно поставлять газ европейским потребителям". По его словам, Россия уже начала и планирует дальше продолжать строительство газо- и нефтепроводов. Более того, Лавров выразил мнение, что "энергетические проблемы, возникающие у ЕС связаны прежде всего с ненадежностью транзитеров". Эхом заявлений российского МИД прозвучали слова главы Центра конъюнктуры России Константина Симонова, который сказал, что "угроза энергобезопасности Европы исходит не от России, а от транзитных стран". При всем при этом Кремль пока что не представил конкретных проектов, зато Лавров в конце своей гневной тирады отметил, что "строительство альтернативных газо- и нефтепроводов не означает отказ от действующих".
Правда, волнение россиян, хоть и оправдано, но может оказаться преждевременным, ведь до практического воплощения литовской инициативы еще далеко - есть проблемы. Во-первых, по мнению главы Альянса "Новая энергия Украины" Валерия Боровика, успех союза транзитных стран будет зависеть от того, будет ли Литва, как член Евросоюза, присутствовать в нем по собственной инициативе, или ей будет предоставлен мандат от остальных стран ЕС. То есть, "если они, в том числе Германия, как потребитель, Италия и другие будут готовы пойти на определенное противостояние по этому вопросу с Россией", - подчеркнул эксперт. Во-вторых, США имеют определенные предостережения относительно участия в проекте белорусской стороны из-за ситуации с правами человека в этой стране и внедренными против Минска санкциями. И в-третьих, открытым остается вопрос о присоединении к проекту других прибалтийских стран, а также Польши и Молдовы для создания полноценного пояса транзитных государств. Но главное, что, по словам Виктора Ющенко, "есть понимание" актуальности и необходимости такого союза, "и не только в политических кругах, о том, что транзитная деятельность государства является отдельной экономической деятельностью, которая должна гармонизироваться и интегрироваться с аналогичными экономиками партнеров".