Ядерные игры, или коллапс для Украины [ Редагувати ]

29 декабря прошлого года появилось на свет постановление Кабинета министров Украины номер 1854 "Об усовершенствовании управления атомно-промышленным комплексом". Казалось бы, ничего сверхъестественного не произошло - красивое слово "оптимизация" воплощается в жизнь. Ведь после многолетних дебатов о неэффективности существующей системы управления этой отраслью новое правительство уделило внимание проблеме, и появилась надежда, что этот первый шаг и станет началом долгожданных, позитивных управленческих реформ, позволяющих решить, хотя бы частично, одну из важнейших задач в государстве - достижение энергетической независимости. Однако в "атомном вопросе" следует произвести маленькое расследование. Для ясности дела.
С конца 1993 до 1998 года существовал в стране Государственный комитет Украины по использованию ядерной энергетики (ГОСКОМАТОМ), курировавший атомно-промышленный комплекс и подчинявшийся изначально Кабинету министру. Потом "мирный атом" перешел в управление Минэнерго, еще позднее стал подотчетен Минтопэнерго. Смена кураторства для атомщиков была иллюстрацией процессов, выраженных емкой фразой "хотели, как лучше - получилось, как всегда". Метание отрасли от одних хозяев к другим, во-первых, ничего позитивного не дало, во-вторых, затормозило прогресс развития атомно-промышленного комплекса.
Атомщикам есть, чем гордиться. Они выжили и вынесли на своих плечах отрасль в период первичного накопления капиталов, который теперь скромно именуют переходным этапом. Тогда, если кто умудрился забыть, приходилось почти бесплатно отдавать рынку электроэнергию, рассчитываться с работниками талонами и "бартером", успокаивать не в меру рьяных политиков, призывавших к полной ликвидации атомной энергетики в Украине.
В достижения специалистов и руководителей ГОСКОМАТОМа следует отнести разработку основ ядерного законодательства Украины; сохранение, в условиях централизованного управления атомными станциями и промышленными предприятиями, важнейших производств ядерно-топливного цикла (Восточный горно-обогатительный комбинат в Желтых Водах и Приднепровский химический завод в Днепродзержинске); сохранение в условиях моратория на строительство атомных станций, 6-го блока Запорожской АЭС, 2-го блока Хмельницкой АЭС, 4-го блока Ровенской АЭС для последующей достройки и пуска этих блоков (эта задача была более трудной, чем сам пуск блоков). Кроме того, началась работа по строительству сухого хранилища отработанного ядерного топлива; проведен успешный международный тендер по выбору партнера для создания совместного предприятия по производству ядерного топлива для реакторов ВВЭР-1000 Украины; создан институт по подготовке кадров для атомной энергетики на базе Севастопольского высшего Военно-морского училища, и, наконец, в их заслугу следует отнести разработку программы создания ядерно-топливного цикла в Украине.
Атомщики выжили, и сохранили существующую генерацию атомных станций как единую систему. Это - главное. Но ради справедливости следует отметить, что в фундаменте этих достижений было "три кита" благодаря которым и удалось все это реализовать: во-первых, существование централизованной Государственной системы управления отраслью (ГОСКОМАТОМ); во-вторых, непосредственное подчинение ГОСКОМАТОМа Кабинету министров Украины (первому вице-премьеру) и в-третьих - высококвалифицированная команда профессионалов управленцев, и не просто профессионалов, а профессионалов - патриотов Украины. У руководства ГОСКОМАТОМа стояли атомщики - энергетики и промышленники, большинство из них прошли нелегкую школу труда на атомных станциях: М.П. Уманец, Н.Р. Нигматулин, А.П. Чернов, Б.М. Демидюк. В труднейших условиях перехода к рыночным отношениям экономикой ГОСКОМАТОМА руководили В.Г. Катко, В.Т. Каданева. Отдельную большую роль сыграл в достижении успехов ГОСКОМАТОМа, особенно в период выхода АЭС на рынок, помощник Президента по энергетике в то время С.Р. Дяминов. Именно ему выпала доля стать у истоков атомно - энергетического менеджмента, досконально его освоить и развить. Насколько нам известно - эта команда жива и сегодня, но от родной отрасли по непонятным с точки зрения государственного интереса причинам ее держат на расстоянии.
Вот этим "трем китам" и нанесла сокрушительный удар бесконечно длящаяся и до сей поры административная реформа. Передача атомно-промышленного комплекса в ведение Министерства энергетики принесла плоды диаметрально противоположного качества. Госкоматом был понижен в статусе, отгорожен непосредственно от Кабинета министров (ранее, напомним, Комитет подчинялся непосредственно первому вице-премьеру) редутами непрофессионалов, которые пеклись не о развитии отрасли, а о перераспределении доходов с рынка, естественно, не в пользу атомной энергетики. В результате все начинания прошлых лет были фактически провалены. Главное из этих печальных результатов очередного перераспределения то, что украинский ядерно-топливный цикл так и не был создан.
Теперь (согласно упомянутому Постановлению номер 1854 "Об усовершенствовании управления атомно-промышленным комплексом") создается некий концерн "Укратомпром", подчиненный НАЭК "Энергоатом". Задачи новой структуры скрупулезно не выписаны в Постановлении, объединять эта структура будет далеко не все государственные предприятия, задействованные в создании ядерно-топливного цикла, а только те, которые сегодня экономически состоятельны, то есть сохраняются слабые звенья в технологической цепочке ядерно-топливного цикла, источники финансирования которых также не определены.
С руководством, а значит с ответственным за процессы, происходящие в отрасли, тоже нет никакой ясности. Если предполагается полная зависимость отрасли от одного из предприятий - НАЭК "Энергоатом", руководитель которого, в соответствии с действующим законодательством, не может быть руководителем создаваемого Концерна, то тогда не понятен статус руководителя самого "Укратомпрома".
Если подойти к анализу указанного Постановления КМУ с учетом всего изложенного, то, к сожалению, оно требует серьезной доработки. И основой этой корректировки снова должны стать три основных положения: нужен не "Укратомпром", подчиненный НАЭК "Энергоатом", а "Укратомэнергопром", включающий в свой состав все предприятия ядерно-топливного цикла, с подчинением для более эффективного управления непосредственно Кабмину (или первому вице-премьеру), а его руководство должно быть укомплектовано высококвалифицированными кадрами, прошедшими школу атомно-промышленной отрасли. Без этого ядерно-топливный цикл Украине никогда не создать. Также как и не решить глобальную проблему, с которой Украина столкнется всего через год-два - это исчерпание ресурса большинства атомных блоков АЭС. В данном случае Украине грозит мощнейший энергетический кризис, который может стать угрозой не только для экономики, но и социальной стабильности и благополучия страны, иными словами может привести к полному коллапсу.
Вывод каждый вправе делать самостоятельно. Мы же обратимся к словам заслуженного энергетика, бывшему главе ГОСКОМАТОМа Михаилу Уманцу, высказанные им недавно в одном из интервью. Комментируя проблему создания новой структуры, атомщик сказал: "А что это меняет? Согласно постановлению деньги как были в распоряжении НАЭК "Энергоатом", так и остались, они как не выделялись на создание ядерно-топливного цикла, так, я и предполагаю, и не будут выделяться. Руководству "Энергоатома" даны всеобъемлющие права управлять "Укратомпромом", обязанности же руководства "Энергоатома" совсем не прописаны. Непонятно, как один хозяйствующий субъект может командовать другим хозяйствующим субъектом. Не скрою, вызывает тревогу мысль, а не стараются ли сделать атомную энергетику разменной монетой в политических играх?
Мой прогноз таков: ничего не сдвинется с места. Чтобы проблемы начали решаться, необходимо два обязательных условия: средства, заработанные атомщиками, должны находиться в одних руках; держатель этих денег обязан подчиняться непосредственно правительству и отвечать за текущую производственную деятельность, а также за развитие ядерной энергетики и создание ядерно-топливного цикла".
Пока что слова Михаила Уманца - глас вопиющего в пустыне. Что будет с атомной энергетикой Украины завтра? Этот вопрос должен задать себе каждый, кто думает о своем будущем и о будущем своей страны.
Вадим Кропивко