Загадка эротики [ Редагувати ]

Эротика является, наверное, наибольшей загадкой человеческого бытия, мистическим образом связанной со смертью и страданием. Именно так считает французский философ Жорж Баталль. Для каждого из нас эротика так или иначе связана с двумя сферами - сексом и любовью. Но на самом деле это более широкое понятие, в котором найдется место для интима, поцелуя, ревности, близости, словом, - всего того, что только возможно между двумя любящими людьми.
В толковых словарях эротике, как правило, дается следующее определение: "любовное поведение, вызванное не только сексуальными действиями, но и сложными длительными чувственными отношениями".
Когда человек в наши дни читает "эротический" роман, то он, как правило, ожидает от него не столько чувственного возбуждения, сколько сексуального. Однако, часто случается так, что, читая классиков эротического жанра, обыватель не находит в их произведениях интересующей его "ягодки". Впрочем, ее там и быть не должно. По определению.
Одним из примеров таких классических работ является произведение французского философа Жоржа Баталля, академический научный анализ всех составляющих эротики, осуществленный в 1957 году. Многие могут просто махнуть рукой, сказав "какая, мол, в то время могла быть эротика", однако, позволю себе заметить, что данная работа оказала на меня, наверное, наибольшее влияние из всех тех, что я когда-либо читал. Автор с такой объективной достоверностью раскрывает все ипостаси эротики, что просто диву даешься, притом, что объектом исследования является не что-либо абстрактное, а что ни на есть наипикантнейшая тема.
Не смотря на то, что Баталль по своему мировоззрению был консерватором, его способы мышления далеко не консервативны. Так, автор уверен в том, что эротика - исключительно изобретение рода человеческого. Ни одно более живое существо кроме нас не создало на основе сексуального влечения какой-либо еще субстанции. А человек создал эротику, которая граничит с сексом, но не во всем является его составляющей частью. Жорж Баталль считает, что граница между сексом и эротикой проходит в психологическом измерении. Так, эротика совершенно не зависит от генетически заложенной в человеке потребности продолжения рода.
Баталль также неразрывно связывает эротику со смертью и страданием. Объяснений тому множество, в частности наипростейшее и наименее первертированное - то, что страх смерти и страданий можно уменьшить или вообще нивелировать с помощью предвкушения сексуального наслаждения.
Очарование смертью и очарование эротикой - почти соразмерные величины. Человек стремится к "бессмысленной" эротике потому, что он с ее помощью может хоть на короткое мгновение стереть границу между жизнью и смертью. В эротическом наслаждении двух возникает относительно короткий момент восприятия не-сущего - вечного бытия, - которое в своей основе напоминает смерть. В этот момент человек оставляет все жизненные догмы, мораль, табу и ограничения. Именно в этот миг человек по-настоящему живет.
Таким образом, эротическое наслаждение неразрывно связано со страданием. Двое близких и любящих людей переживают это страдание вместе, другими словами, страданием является полная утрата индивидуальности и растворение в партнере, утрата собственного я и отказ от него. Но это страдание, несмотря на то, что оно подобно сизифову труду, позволяет человеку наслаждаться им, чувствовать его и поддаваться ему не как страданию, а как наслаждению.
Жорж Баталль выделяет три формы эротики - телесную, душевную и святую, из которых последняя нам известна менее всего. Но Баталль говорит о том, что глубокие, на первый взгляд религиозные переживания, имеют эротические корни. Именно таковыми часто выступают "Божьи откровения" или "знамения свыше".
Еще Дарвином, а затем и Марксом доказано, что человек - а вместе с ним и эротика - возникают в тот момент, когда наши предки узнали, что такое труд. Именно в момент осознания труда как осмысленного целевого процесса возникают ограничения и правила, которые регулируют распорядок дня, размножение и отношение к смерти, объясняет Баталль. На каком-то промежутке эволюции высших приматов-людей это произошло, и возникли неписанные правила морали, этические нормы, являющиеся "комплексами" и одновременно законами современного человечества. До этого не существовало никаких норм, регулирующих сексуальность. Самцы могли, грубо выражаясь, совокупляться с кем угодно, когда угодно и где угодно, и в таком обществе любой взрослый самец имел по меньшей мере один половой акт в день - как современные шимпанзе, к примеру.
Но с появлением труда началась и регуляция жизни человека, в том числе и сексуальной, что привело к тому, что сейчас, согласно популярным в Америке статистическим исследованиям "на тему", известным в широких кругах под брэндом "Kinsey", мужчины должны удовольствоваться лишь тремя половыми актами в неделю.
"Человек - это животное, руководствующееся правилами в том, что касается секса и смерти. Человек рождается между двумя органами, выделяющими экскременты. Само собой, это накладывает отпечаток на всю нашу жизнь, - мы начинаем считать, что секс несет с собой аналогичные нечистоты. Секс становится табу", - пишет Баталль.
Но далее французский философ доказывает, что все наши комплексы, связанные с вышеупомянутыми факторами - не более чем догмы, и когда личность наконец сумеет их преодолеть - только тогда есть шанс, что возникнет чистое эротическое чувство наслаждения. И это наслаждение не будет греховным
В нашем представлении добропорядочная женщина никогда не произнесет слово "пенис". Как пишет Баталль, догмы и нормы морали для нее запрещают это. Но когда эта женщина лежит оголенной со своим оголенным возлюбленным и чувствует его в себе, находясь в состоянии всеобъемлющего наслаждения, когда весь мир ничего не значит, то разве не природно будут звучать в ее устах слова "я люблю твой орган"?
Для нее эрегированный пенис возлюбленного больше не животный рудимент. Он становится чем-то поэтическим и даже обожествляемым. И именно в этом заключается парадокс эротики. Из текста работы "Эротика" видно, что самому Баталлю доставляет истинное удовольствие писать об этом, но, в тоже время, он очень осторожно, боязненно делает это. Выходит, самый великий теоретик и философ эротики и сексуальности всех времен и народов также является жертвой догм и предрассудков!
"Не прелюбодействуй", - написано в Евангелии. Именно во избежание прелюбодеяния человечество изобрело брак как общественный институт. Но брак несет с собой однообразие, в котором любые эротические чувства притупляются и рано или поздно сходят на нет. Именно поэтому человека независимо от его характера тянет на прелюбодеяние, любая личность хочет нового, неизведанного. Но Баталль, с другой стороны, говорит, что такое стремление не всегда разумно, а супружеская неверность не позволяет достичь "эротического богатства", не имеющего ничего общего с частой сменой партнеров. Это очень не похоже на остальные части работы французского мыслителя. Однако, некоторые биографы Баталля полагают, что так произошло потому, что его жена захотела прочитать какой-нибудь раздел из нового труда супруга, и ему не оставалось ничего иного, как написать "подходящий материал" для благоверной...
Заслуживают внимания и слова автора относительно современной женщины. Только послушайте: "...было бы неправильным предполагать, что женщины ведут себя фривольно или более развязно чем мужчины в сексуальном плане. Но они своим пассивным поведением стремятся к установлению своей собственной границы стоимости и ценности, полной условий и оговорок. И именно этим указателям следуют мужчины. Женщины не развязны, но они отдают себя лишь в обмен на выполнение условий или уплату определенной цены... Именно поэтому неправильно считать, что каждая женщина - потенциальная проститутка. Но именно проституция является следствием женского поведения. Женщина заставляет мужчину завоевывать ее теми или иными путями, независимо от того, насколько она привлекательна. Даже самые независимые женщины и мужененавистницы строят для себя такие модели, и вопрос лишь в том, за какую цену и в каких обстоятельствах женщина готова отдаться. И когда в глазах женщины все условия выполнены и условности соблюдены - она всегда отдается и сдается, как объект. Сравните это с определением проституции - это по сути та же практика"
Именно книга Жоржа Баталля "Эротика" до наших дней является самым фундаментальным философско-психологическим исследованием эротики и сексуальности. Конечно, в 1950-х еще не было ни порнографии, ни интернет-сайтов понятного содержания под вывеской hardcore. Не было и тележурналов Playboy. Но, не стоит считать, что с появлением новых возможностей постижения загадочного родом человеческим книги утратили свою значимость. Наоборот! Именно Баталль может помочь нам понять, что между людьми может быть нечто более глубокое и объемное, чем простой половой акт. И, конечно же, жаль, что подобных работ в украинском переводе мы пока еще не увидели.
Жорж Баталль (1897-1962): французский консерватор, библиотекарь, писатель и философ. В 1920-х стал широко известным "экономическим" философом благодаря своим работам "Понятие глуши" и "Осужденный излишек". Позже Баталль увлекся сюрреализмом и стал автором многочисленных статей по данной тематике, опубликованных в десятках наименований популярных журналов. В дальнейшем Баталль писал о феномене фашизма, Ницше, Гегеле и образном мышлении пещерных людей. Венцом философских изысканий мыслителя стала работа "Эротика", впервые изданная на французском языке в 1957 году, которая и до наших дней остается одновременно наиболее обобщающей и в нюансах описывающей загадку эротики.