Украина: борьба с проституцией вместо защиты женщин [ Редагувати ]

18 мая - день памяти жертв СПИДа. Именно в этот день 20 лет назад были опубликованы результаты исследований французских ученых, которые идентифицировали неизвестную тогда смертельную болезнь.
С начала 80-х годов прошлого века от СПИДа умерли, по разным оценкам, от 20 до 25 миллионов человек. Число ВИЧ-инфицированных сейчас составляет 42 миллиона человек. В Украине - эпидемия СПИДа. Медики знают о 500 тысячах зараженных вирусом. Через два года их будет 800 - в лучшем случае. В худшем - около полутора миллионов.
Наряду с наркоманией, которая является основным путем распространения ВИЧ-инфекции в Украине, ключевой проблемой является проституция, с которой в нашей стране борются, в первую очередь, как с криминальным явлением, но не как с угрозой здоровью граждан или с проблемой социальной незащищенности женщин.
Проституция в Украине уже полтора года уголовно наказуема. Адвокаты, милиционеры и медики считают это юридическим анекдотом. Чтобы доказать в суде вину девушки, нужно привести третьего - свидетеля, который подтвердит: секс действительно был оплачен.
Следует сразу отметить, что ни один закон не сможет справиться с самим явлением проституции, но силы государства должны быть направлены на улучшение положения женщин. Здесь необходимо обратить внимание на опыт европейских стран, уже давно решившихся на "нестандартные", на украинский взгляд, подходы к этому вопросу.
Европейские государства на данном этапе пытаются законодательно закрепить статус занятых в сексиндустрии граждан. В Нидерландах и Германии проституция была легализована. В Греции проституция также легализована, но вместе с тем предписана обязательная регистрация и регулярные медицинские обследования. Каковой бы ни была политика государственного подхода к этой проблеме, является очевидным ее прямое влияние на ситуацию со здоровьем каждой из проституток, а главное - со здоровьем каждого из ее (его) многочисленных клиентов.
Так, например, в Германии 1 января 2002 года вступил в силу закон о проституции, первой статьей которого является закрепление за проституцией статуса трудовой деятельности. Новый закон обязывает занимающихся проституцией проходить регулярные обследования в медицинских учреждениях, которые они могут выбрать сами. Этот пункт важен с учетом опыта таких стран как Греция, где для обследования проституирующих созданы контролирующие органы, деятельность которых зачастую приводит к тому, что женщины и мужчины избегают регистрации, чем перекрывают себе доступ к услугам медиков.
Немецкий закон о проституции предлагает занятым в этой сфере мужчинам и женщинам заключать трудовые договора, которые, как и во всякой другой отрасли, предусматривают социальное страхование, то есть дают право на пособие по безработице, бесплатную переквалификацию и так далее. Таким образом, если занимающийся проституцией не доволен своим доходом или по каким либо другим соображениям, хочет отказаться от этого занятия, он становится на биржу труда, где ему, как и любому другому безработному, предлагают переквалификацию с получением пособия на время учебы вплоть до устройства по новой специальности.
Безусловно, Украина на сегодняшний день не может на столь высоком уровне предоставить социальную защиту ни одному из своих граждан, но нам важно обратить внимание на либеральные подходы к этой проблеме, целью которых является защита мужчин и женщин, вынужденных таким образом зарабатывать себе на жизнь. Чиновники и сотрудники правоохранительных органов, говорящие "о борьбе с проституцией", похоже, мыслят в первую очередь категориями борьбы с преступностью, которая на практике выливается в борьбу с самими проститутками. Но с ними нужно не бороться, им нужно дать альтернативу, шанс выбраться.
Вернемся к европейскому опыту. В Швеции, Великобритании и Ирландии общественность и парламентарии поддержали закон о криминализации клиента. Это значит, что преступлением является не деятельность проститутки, а покупка клиентом ее сексуальных услуг. Таким образом эти государства обозначили свою позицию по отношению к проституции как явлению. Понимая причины проституции как следствие дискриминации женщин и спроса со стороны мужчин, они посредством этого закона сообщили своим гражданам, что пользоваться бедностью, бесправием и необразованностью женщин преступно.
Вследствие введения закона состоятельные мужчины стали выезжать в другие страны, где проституция разрешена, но часть мужчин решила, что им это не по карману.
Но главное, что началось формирование негативного общественного мнения по отношению к мужчинам-клиентам, в том числе и среди самих мужчин. Ведь проституция - не в последнюю очередь и проблема мужчин, именно они покупают безличностные сексуальные отношения и этим удовлетворяются. Таким образом, этот закон направлен на перспективу. Реакция проституток была разная: кто-то возмущался, что клиенты пропали, а кто-то решил, что наконец-то оставит это занятие.
Например, в соседней со Швецией Финляндии такого закона нет, а потому и с потоком клиентов проблем у финских проституток не возникает, даже несмотря на немалую конкуренцию, создаваемую прибывающими из ленинградской области России женщинами.
"Подробностях" опубликовали десятки статей о судьбах наших соотечественниц, отправившихся на заработки заграницу и попавших буквально в "сексуальное рабство". Но это уже отдельная проблема, мы же вернемся к проституции в Украине. В феврале 2003 года украинские социологи обнародовали неприятнейшую статистику. Из нескольких десятков тысяч украинских женщин, занимающихся проституцией почти половина - в возрасте от 10 до 20 лет. 70 процентов из них толкнула на улицы нужда - заработать на пропитание для себя и своей семьи. Ещё одна страшная цифра - почти треть из них регулярно принимают наркотики и ничего не делают, чтобы защититься от СПИДа. Специалисты утверждают: выяснить, сколько украинских путан ВИЧ-инфицированы невозможно.
Социальные службы только вздыхают: другого способа борьбы со СПИДом, кроме раздачи презервативов, шприцов и психологических консультаций они предложить не могут.
Многие украинские эксперты считают, что легализация проституции в нашей стране не будет столь эффективной, как в странах Западной Европы. Но, как мы видим, подходы существуют различные, нужна только политическая воля, чтобы найти действенный для нашей страны механизм. Его нужно искать, а не прятать голову в песок, тем глубже, чем больше мы ужесточаем меры наказания, забывая о защите людей.