В некоторых странах скачок цен на нефть воспринимают "на ура" [ Редагувати ]
Цены на нефть - больной вопрос для большинства стран мира. Подорожание почувствовали на себе автомобилисты в разных уголках планеты. Даже в обеспеченной Америке люди стали массово пересаживаться на общественный транспорт. Но кому война, а кому мать родная. Есть на глобусе места, где очередной скачок цен на нефть воспринимают "на ура". Маленькое ближневосточное государство Оман 80% своей экономики построило на доходах от нефтедобычи. Топливо дорожает - Оман богатеет. Куда богатые шейхи вкладывают свои деньги узнавала Анастасия Даугуле.
Аравийское море кормит не одно поколение оманцев. Экспорт тунца, креветок и барракуд наполняет бюджет этой небольшой арабской страны.
Но главное богатство Омана - в бесплодной пустыне, где 40-градусную жару переносят только верблюды и бедуины. Здесь залежи самой качественной на планете нефти. Теперь бедуины строят роскошные виллы и меняют верблюдов на джипы.
Бензин здесь дешевле, чем вода. И цена на него не менялась уже несколько лет. Литр 95-го в переводе на украинские деньги стоит чуть больше 1 гривны.
Бензиновые реки по сказочным ценам - а как же иначе, ведь нефть здесь повсюду. Месторождения начали разведывать 40 лет назад, но это изменило всю историю страны, которая в одночасье превратилась из бедной арабской окраины в оазис роскоши.
Саид Хумаид Аль-Сулеймани, пресс-атташе нефтедобывающей компании Омана:
"Мы добываем самую чистую нефть во всем мире. В Омане два типа нефти: та, что на юге страны - обычная. А вот северная - самая легкая, без примесей, поэтому и самая дорогая".
Нефть - надежда и опора Омана. Ей буквально ставят памятники. Как, например, этот - из фрагмента первой буровой вышки с памятной табличкой. В честь нефти возводят музеи, куда не иссякают потоки экскурсий: каждый оманский школьник должен знать этапы освоения недр и маршруты нефтепроводов.
Нефтедобывающие предприятия Омана - акционерные общества с контрольным пакетом в руках государства. Сколько выкачивать "черного золота" и по какой цене его продавать, решает тоже государство. А фактически - султан. Оман - абсолютная монархия, о чем напоминают портреты Его величества в каждом офисе и магазине. Говорят, именно султану принадлежала идея двери в Национальный банк отлить из чистого золота высшей пробы - намек на то, что внутри богатств еще больше. Перед таким символом роскоши в пять тонн европейцы пасуют. Тем временем, оманцы присматриваются, куда еще вложить свои средства.
Тайя Бин Жандал, глава совета директоров Финансового фонда Омана:
"Такие города, как ваша Ялта, можно превратить в Монте-Карло на Черном море! Ведь у вас пока развивается только столица, а другие регионы Украины практически неизвестны в мире. Да и добраться в Крым сложно - мало международных рейсов".
Мистер Тайя занимается инвестициями по всему миру. В Украине бывал несколько раз, говорит, очень понравились люди и не понравились чиновники. Единственное серьезное сотрудничество между двумя странами сегодня - продажа в Оман украинского металлопроката. Мистер Атал руководит крупной финансовой компанией. Его менеджеры трижды ездили на разведку в Киев, но вкладывать деньги так и не решились.
Дипак Атал, директор инвестиционной компании Омана:
"Инвестиции в Украину - это большой риск. Но и большие возможности. Когда возможности превысят уровень риска, инвесторы обязательно пойдут в Украину. Сейчас мы видим совместные проекты только в области экспорта металла".
Пока же оманцы предпочитают вкладывать свои нефтедоллары в европейский бизнес и обустраивать собственную территорию: к каждому дереву и каждому цветку, высаженным на десятки километров вдоль дорог, подведена индивидуальная система пресного полива.