Урожайное лето 2008-го [ Редагувати ]

Война приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Пока мировая общественность выясняет, кто прав и кто виноват на Кавказе, а украинский политикум упражняется в громких заявлениях, на полях Украины идет битва иного толка – в разгаре уборочная кампания.
В 2008 году украинский урожай побьет рекорд двадцатилетней давности. Казалось бы – прекрасный повод для радости. Но не все так просто. Ведь мало только вырастить зерно, надо его еще сохранить и продать. А вот с этим у нас не все гладко.
Украинский агрокомплекс – область с той еще эффективностью. Изношенность морально устаревшей техники достигает местами 90 процентов. А уровень механизации – на 74 процента ниже среднемирового. Да и потребление горюче-смазочных материалов исчисляется просто лошадиными дозами. Из-за недостаточной механизации в агрокомплексе занято больше людей, которым, соответственно, надо платить деньги. Сравните: у нас на обработке гектара земли занято 167 рабочих, а в Евросоюзе – 63. А тут еще и паводок в западных и южных областях.
На первый взгляд, хорошего урожая ничто не предвещало. В то же время, урожай 2008 года ожидается на уровне 42-45 миллионов тонн. Последний раз таких показателей Украина достигала в 1990 году. Однако сумеет ли государство достойно распорядиться таким результатом?
Горе от... зерна
По данным компании Phoenix Capital, в месяц порты Украины могут вывезти 1,2 миллиона тонн зерна. С прошлого года в стране еще осталось 12 миллионов тонн. При этом зернохранилища могут принять лишь 33 миллиона. Если прогнозы на урожай-2008 окажутся верными, простая арифметика показывает, что около 20 миллионов тонн зерна гарантированно сгниет или будет продано по чрезвычайно заниженным ценам.
Отметим, что большинство элеваторов Украины принадлежит государству. Последние годы их не модернизировали и не поддерживали в надлежащем состоянии – потребности такой до этого года и не было. Вот и получили состоящие на балансе элеваторы и зернохранилища, которые морально устарели, и зерно там держать просто нельзя.
Кроме того, украинское правительство только в апреле отменило запрет на экспорт зерна, теперь страна просто не успевает вывезти все то, что вывезти можно и нужно было.С другой стороны, подорожание продовольствия в мире сделали выгодными инвестиции в аграрный сектор. Инвестиции в Украину, где 12 миллионов гектаров пустующей земли и огромный потенциал роста урожайности, - вообще одни из самых выгодных. Именно поэтому в нашу страну массово ринулись иностранные вкладчики.
Но здесь кроется немало подводных камней. С 2007 года имеем 1 миллиард привлеченных средств акционерного капитала (в обмен на долю предприятия: иностранные средства за аренду земли). Обычно все происходит по следующей схеме: землю берут в аренду на 3-5 лет, максимально истощают, производя смену культур, не соблюдая требования ботаники и аграрной науки, а исход из позиций прибыльности. За пятилетку иностранец получает приличное увеличение своего капитала, окупившиеся инвестиции, а нам остается земельный надел, которому надо дать отдохнуть несколько лет.
К тому же, все крупные игроки рынка пребывают в ожидании отмены моратория на продажу земли. Но эта история тянется еще со времен президентства Леонида Кучмы. Причин тому несколько: неготовность реестра земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие нового закона про землю, да и несколько популистский лозунг "земли - крестьянам, фабрики - рабочим" у нас любят, а потом общественное мнение в большинстве своем подобное разрешение не поймет.
Где искать альтернативу?
В Украине в этом году рекордный урожай всех культур. Подвела только сахарная свекла, но тут дело в другом. Эту культуру у нас все еще выращивают скорее по инерции. Привычка возникла еще во времена Советского Союза: сахарного тростника в СССР не было, а сахар производить из чего-то надо было. Вот и выращивали свеклу. Сейчас экономически выгоднее выращивать что угодно другое, а свеклу или тростник импортировать.
Серьезно укрепляет свои позиции рапс. Тонна этого продукта на биржах сейчас стоит до 50 долларов. В этом году его засеяли 1,7 миллиона гектаров – но культура эта перспективная, именно из нее по последним научным разработкам делают бензин. Можно вполне добиться независимости от стран-экспортеров энергоресурсов посредством увеличения площадей под рапс. А дальновидные хозяева меняют структуру посевов, все больше площади отдают под масличные культуры.
Отдельно стоит коснуться проблемы экспорта. Больше всего зерна Украина экспортирует в Африку – любая другая транспортировка делает этот вид торговли нерентабельным. Экспорт на этот континент – занятие выгодное: там отсутствие пахотных земель способствует увеличению импорта, что вместе с ростом населения приносит Украине большую пользу – ведь мы фактически ближайшие экспортеры. Один из выходов – довезти зерно поездами в Румынию, а уже оттуда кораблями на африканский континент, но при этом потери времени и денег будут значительными.
Кому при урожае жить хорошо
Значительный плюс большого урожая – снижение инфляции. Инфляция сильно зависит от цен на продукты питания: квотирование экспорта не дает вывезти товары за рубеж и тем самым увеличивает предложение внутри страны. Предложение растет, спрос на месте - а значит, цена падает. Начинание этому положил еще кабинет Януковича, а Тимошенко продолжила. Правда, государство из-за своего опоздания недополучит денег за экспорт и налог с производителей (ведь последние продают зерно внутри страны по более низким ценам, соответственно налога получается тоже меньше).
При этом, заметим, украинский урожай уже частично сбил цену на мировом рынке, но цена это все равно останется относительно высокой: в 2004 году тонна зерна стоила 170 долларов, а в этом – около 250.
А вот для украинцев урожай должен обернуться скорее плюсом. Большого снижения цены на хлебобулочные изделия ожидать не приходится, но и повышение станет совершенно нелогичным действием.
В выигрыше оказываются также крупные трейдеры и производители. Именно они смогут без проблем продать зерно на внешнем рынке. Причины тому – им удастся вывезти или сохранить зерно для дальнейшей перепродажи.
С учетом вышесказанного явно не в выигрыше останутся мелкие производители. Им грозит либо продавать произведенное зерно трейдерам по наверняка сильно заниженной закупочной цене (с этим правительство Тимошенко пытается бороться), либо смотреть, как пшеница и другие продукты просто гниет в неприспособленных для длительного хранения помещениях.
Стоит ли делать земледелие национальной идеей, которой так воодушевилась Тимошенко - вопрос спорный. Но забывать о сельскохозяйственном потенциале непозволительно.