Эксперты: Украинская труба рискует остаться без газа [ Редагувати ]

Евросоюз не спешит помогать Киеву и выделять деньги на модернизацию украинской газотранспортной системы. Похоже, Запад вполне лояльно относится к строительству Россией обходного газопровода "Южный поток", считают эксперты, пишет nr2.ru.
Активизация Москвы в газовых переговорах с Европой заставила Украину задуматься о перспективах ее ГТС и подземных хранилищ газа. Эксперты заявляют, что единственный выход для Киева – срочные переговоры о создании консорциума, что гарантировало бы со стороны России загрузку украинской ГТС и финансирование ее модернизации.
Валентин Землянский, эксперт энергетического рынка, экс-руководитель пресс-службы компании "Нафтогаз України" считает, что дальнейшее затягивание с решением вопроса финансирования модернизации украинской ГТС может лишить Украину статуса крупнейшей страны-транзитера российского газа. "Практически 2/3 магистральных газопроводов, газоперекачивающего оборудования и механизмов, обеспечивающих функционирование подземных хранилищ газа, отработали более половины своего срока службы и нуждаются в переоснащении", - убежден он.
По словам Землянского, с учетом того, что Европа практически отказалась участвовать в финансировании модернизации и реконструкции украинской ГТС и ищет альтернативу российскому газу, а Россия наращивает темпы строительства обходных газопроводов, Украина может потерять свои транзитные позиции. "Недополученная прибыль и прямые убытки Украины в ближайшие 5 лет могут составить более 10 миллиардов долларов", отметил он.
Евгений Царьков, депутат Верховной рады от КПУ, член комитета по финансам уверен, что консорциум нужен, но не в том виде, как в Беларуси. "Нам нужно объединение, а не по примеру удава и кролика. Если у нас железно пропишут, что 51% будет в госсобственности, то такой консорциум с Россией нужно давно создавать. Ведь Европа не выделяет средства на модернизацию украинской ГТС ", - сказал он. Царьков добавил, что с ГТС нужно что-то решать сейчас и быстро, "иначе труба превратится в металлолом, а обходные пути проложат по дну Черного моря".
Михаил Ковалко, член Экспертного совета по вопросам природного газа (экс-председатель Госнефтегазпрома, экс-президент Украинской нефтегазовой академии, депутат Верховной рады 2 и 3-го созыва, экс-глава комитета по ТЭК) считает - то, что Европа не вкладывает деньги в модернизацию нашей ГТС, связано с тем, что европейские страны сейчас активно работают над развитием альтернативных видов энергетики, стараются снизить процент потребления газа. " Вторая причина, по словам ковалко, заключается в том, что ЕС на распутье, ведь полным ходом развиваются проекты по "Северному" и "Южному потокам" - эти проекты связаны с Газпромом. И, если будут запущены эти потоки, а Европа не увеличит потребление – Украина останется "не у дел". Поэтому необходимо сохранить существующие на сегодня объемы прокачки российского газа", - подчеркнул он.
Михаил Чечетов, замглавы парламентской фракции Партии регионов убежден в необходимости создания консорциума с Россией. " Двери для европейской стороны будут открыты, и мы всегда рады европейской стороне. Только в таком случае мы сможем совместно модернизировать нашу ГТС. Конечно же, нам нужно дальше вести переговоры, чтобы убедить наших российских коллег, что нет смысла в обходных путях, лучше эти средства вкладывать в модернизацию нашей трубы", - отметил он. По словам Чечетова, Тогда, с одной стороны, Украина получит скидку на газ, Европа получит газ, а Россия как поставщик – гарантии, что и Европа, и мы будем выполнять эти обязательства.
Богдан Клюк, экс-глава правления Укргазпром, президент Украинской нефтегазовой академии считает, что украинскую трубу спасут гарантии прокачки газа. "Нам давно надо было договориться с Россией. Модернизировать ради самой модернизации не надо. Модернизировать надо для того, чтобы иметь возможность загрузки системы", отметил он. "Надо найти заказчика. Есть ли другие источники поставки газа в Европу, кроме России? Нет", - подчеркнул Клюк. Он убежден, что надо договориться с РФ, чтобы "они нам поставили то количество газа, который обеспечит рентабельную прибыль работы ГТС. А это не меньше 95-100 миллиардов. А если будет 120 миллиардов, то еще лучше. То есть, чтобы, вкладывая деньги в модернизацию, надо, чтобы они окупились".