Кто хочет погасить "Сяйво"? [ Редагувати ]

На Большой Васильковской улице города Киева есть книжный магазин, "Сяйво" называется. На его стенах висят 8 мемориальных досок, говорящих о том, что до 1991 года магазин являлся своеобразным неформальным местом встреч украинских классиков. В постсоветское время магазин оказался одним из тех немногих торговых точек, которые успешно распространяют и популяризуют украинскую книгу. Однако и над этим без преувеличения знаковым для украинской культуры местом сейчас сгустились тучи.
S.O.S.
Все киевляне давно заметили, что на главной улице страны пропали практически все гастрономы и другие бюджетные организации, в том числе и несколько книжных магазинов ("Ноты", "Мыстецтво" и т.д.). Место их заняли элитные бутики, кабаки и казино. Доход от этих коммерчески выгодных заведений дает возможность их владельцам оплатить заоблачную арендную плату хозяевам помещений. А потому на такие помещения в самом центре города всегда есть спрос. Потому и не осталось практически ничего государственного на Крещатике, кроме, разве что, Киевской государственной администрации, телецентра и станции метро. Все остальные предприятия уже вытеснены-выселены или же находятся на этой грани.
Не стал исключением и "Сяйво", рыночная цена торговых площадей которого достигает миллиона условных единиц. Приватизация магазина стоит гораздо дешевле - "всего" 300 тысяч долларов.
Попытки завладеть недвижимостью (а, по словам работников книжного магазина, нападающим ничего другого и не нужно) со времени обретения Украиной независимости разными структурами предпринимались постоянно. Но безуспешно.
Однако в апреле 2001 года, когда Александр Омельченко решил сделать внеплановую реконструкцию центра Киева без предупреждения всех структур, работающих в том же Бессарабском квартале. Коллективу магазина пришлось договариваться с двумя сооснователями книготорговой фирмы "Орфей-1" Ростиславом Корниенко и Константином Климашенко, дабы те помогли финансово выжить "Сяйву", пока идет принудительная реконструкция, по слухам вызванная желанием тогдашнего президента убрать с Майдана палатки акции "Украина без Кучмы". За помощь финансами и оборудованием эта организация была введена коллективным собственником в трудовой коллектив, став совладельцем магазина.
Через какое-то время дела у "Орфея-1" разладились. Коллектив "Сяйва", который уже на тот момент расплатился с фирмой, вывел это предприятие из состава собственников, а затем ввел владельцев "Орфея-1" в свой состав уже в ранге физических лиц 8 декабря 2004 года.
Начиная с 2003 года к директрисе книжного магазина Марии Павловне Долгой захаживали юристы Анатолий Чуб и Вячеслав Супруненко, которые по очереди предлагали купить помещение. Владелец магазина -трудовой коллектив - от этого отказывался. Тогда "переговорщики" и команда их единомышленников, начали искать другие подходы к решению проблемы несговорчивых книгопродавцов. Все без исключения его члены получили выгодные предложения продать свои доли владения в статутном фонде магазина (предлагалось до 6000 условных единиц).
Когда этот прием не удался, в ход пошли другие действия. Один из "орфеевцев", Ростислав Анатольевич Корниенко подал в суд на книжный магазин "Сяйво" с требованием вернуть организации "Орфей-1", находящейся сейчас на грани банкротства, половину статутного фонда магазина.
По прошествии полутора лет судебных тяжб 27 марта 2006 года Ростислав Корниенко суд выиграл. Выиграл, используя, по словам товароведа "Сяйва" Аллы Решетниковой, не совсем честные махинации с документами и экспертизой.
Семейный подряд
Права господина Корниенко защищала слаженная и высокопрофессиональная команда юристов в составе которой фигурировали Алексей Самохин, Вячеслав Супруненко, Денис Комарницкий.
И вот совпадение. И Чуб, и Самохин, и Супруненко, и Комарницкий на только что прошедших выборах состояли в списках..."Блока Черновецкого". А Вячеслав Супруненко вообще является зятем нового мэра. Об этом работники "Сяйва" узнали случайно, получив в свои почтовые ящики рекламную макулатуру во время предвыборной кампании. А господина Корниенко Марина Долгая назвала "подсадной уткой команды Черновецкого", которая помогла этим людям завладеть половиной статутного фонда магазина.
Вердикт на основе поддельных экспертиз относительно права собственности 50% статутного фонда магазина был вынесен, как уже говорилось выше, в пользу Корниенко, не смотря на то, что на сторону коллектива стал другой совладелец "Орфея-1" Константин Климашенко.
5 апреля в информационном агентстве "УНИАН" состоялась встреча из серии "Кальварийские посиделки" под условным названием "Зачистка" Европейской столицы и Украинского Пьемонта". Там все эта история и была рассказана Мариной Долгой и Константином Климашенко.
На ней присутствовал и Ростислав Корниенко. В интервью каналу "1+1" он сказал: "Я не знаю, кто такой Анатолий Чуб и я вам обещаю, что книжному магазину "Сяйву" быть. Менять профиль собственности я не собираюсь. Все сказанное здесь - однобоко и бездоказательно. Конфликт между мной и Константином Климашенко решит суд".
К сожалению, на момент написания материала пресс-служба "Блока Черновецкого" не дала никаких пояснений "Подробностям" относительно участия и роли в "деле "Сяйва" депутатов Киеврады Анатолия Чуба, Вячеслава Супруненко и Дениса Комарницкого, состоящих во фракции "Блока Черновецкого".
Юристы - эксперты, к которым "Подробности" обратились за комментариями, сложившуюся ситуацию проанализировать отказались, ссылаясь на то, что судебное разбирательство еще не завершено.
"Книжники" утверждают, что ситуация с магазином показывает классический пример работы так называемой рейдерской схемы.
Как удалось выяснить "Подробностям", рейдерами называют компании, которые меняют структуру собственности на предприятиях-жертвах в свою пользу или в пользу неких анонимных заказчиков. Когда в СМИ мелькают сообщения об очередных "захватах" заводов и других предприятий, в большинстве случаев это следы деятельности рейдеров. Захватчики бизнеса пользуются целым арсеналом средств. Несмотря на то, что сейчас многие из них (особенно крупнейшие игроки) не устают заявлять о законности своих действий, грань законности в их деятельности очень тонка и, случается, они ее переступают.
Однозначного мнения по поводу рейдеров еще не сложилось. С одной стороны, они в большинстве случаев несут беды владельцам предприятий. Зачастую их жертвами или даже заложниками становятся работники предприятий. Как правило, во время захватов парализуется всякая коммерческая и производственная деятельность объекта атаки, как это на полтора года случилось и с "Сяйвом". В ряде случаев рейдеры не брезгуют силовым захватом собственности. Однако, с другой стороны, они в той или иной форме присутствуют в большинстве развитых стран мира.
Сами эти бизнес-хищники говорят, что объектами их атак становятся лишь неэффективные компании. Справедливости ради стоит отметить, что случаи, когда захваченное рейдерами предприятие начинало показывать хорошие показатели после смены руководства и сохраняло свой профиль, единичны. Нередко захваты кончаются банкротством компаний, выводом наиболее ценных активов и продажей земли или недвижимости.
Здесь уместно привести цитату из статьи Вадима Денисенко "Миф о неподкупности киевлян развенчан", напечатанной на proua.com 31 марта 2006 года.
"Костяк команды Черновецкого в городском совете составляют ближайшие его родственники, их партнеры по бизнесу, а также несколько человек, которых некоторые обозреватели связывают с Николаем Мартыненко. Итак, основа команды будущего мэра столицы - зять Черновецкого Вячеслав Супруненко и его родственники, а также бизнес-партнеры Андрей Заец и Денис Комарницкий. Основой бизнеса этих новых депутатов горсовета является рейдерство - они прежде всего специализируются на скупке промышленных объектов. Кроме того, в сферу их влияния входит крупная книжная фабрика "Жовтень". Что касается Вячеслава Супруненко, то он всегда обижается, когда его нынешние бизнес-успехи приписывают удачному бракосочетанию. Свой стартовый капитал зять Черновецкого заработал на перепродаже недвижимости, а помог ему в этом, как говорят отдельные эксперты, отец - бывший директор столичного автовокзала. Кроме того, в проходной части списка брат Вячеслава Супруненко - Александр, сын Черновецкого Степан и сын Станислава Довгого Олесь (последний тоже имеет общие бизнес-интересы с семейством Черновецких). Как бы то ни было, но костяк этой команды более чем молод - ни одному из выше названных новых депутатов горсовета нет даже 30 лет и ни один из них не имеет политического опыта. Уже сейчас можно прогнозировать, что большинство из них будет играть роль статистов. А единственный среди них депутат Киевсовета прошлого созыва Вячеслав Супруненко за свою предыдущую каденцию не запомнился практически ничем".
Мария Долгая обреченно пожимает плечами: "Конечно мы будем продолжать бороться. Мы подаем апелляцию в Киевский апелляционный суд, где у этих господ есть друзья и родственники. Мы написали письмо новому мэру с просьбой защитить нас от "его птенцов". Мы будем обращаться к президенту, он нас отошлет к украинским судам, однако мы уже знаем им цену".
Эта ситуация выбивается из колеи ей подобных сразу по нескольким параметрам. Уничтожить рейдеры собираются не просто продуктовый магазин, хотя без них ох как сейчас страдают жители Крещатика и близлежащих улиц, а центр всей украиноязычной книжной индустрии в столице Украины. Эти люди забывают, что в Киеве будут жить их дети. Тем более им невдомек, что без собственного книгоиздания и продажи украинская нация обречена на прогрессирующую деградацию. Без украинской книге не будет украинцев, а будут малороссы. Хотят ли господа Чуб, Комарницкий, Супруненко и Самохин для своих отпрысков такой доли, не знает никто?