Реформу милиции обещают завершить через полгода [ Редагувати ]
Заставить гаишников работать честно пытались уже не раз. Показательные сокращения, аттестации. Но, по сути, ничего не менялось.
Теперь решились на шоковую терапию. Терапевтом выбрали того, кто уже вылечил систему в Грузии.
"Я хочу сказать честно: что получится. Но не сразу и не все. Мы потеряем какую-то часть наших сотрудников. Наберем новых. Один из критериев это возраст - с 18 до 35 лет.
Зарплату мы будем повышать, я могу это тоже подтвердить, и значительно повышать", - считает Эка Згуладзе, первый замминистра внутренних дел Украины.
В Грузии ГАИ вообще расформировали. Теперь там - патрульная служба. Новых людей обучили, что называется, "с нуля".
Зарплату увеличили в разы: патрульные получают от шестисот до тысячи долларов в месяц. Плюс - медстраховка и премии.
Таким же путем решили идти и в Украине. Первым делом - переименовать милицию в полицию и объединить ГАИ и ППС в одну службу. Начнут с Киева и Хмельницкого.
Как будет лечить систему, главный милиционер рассказывает только в Фейсбуке. И лишь в общих чертах.
"Конкурсный отбор и тестирование, три месяца жесткого тренинга и обучения - снова тесты - и, когда, как полагаю, процентов 50% пройдет все испытания - получим весной новую патрульную полицейскую службу в Киеве", - писал Аваков.
"В той же Германии при приеме на работу заключается договор, если он нормально отслужит свои 25 лет, он получит квартиру бесплатно. Если он допускает какие-то нарушения, даже прослужив 20 лет, его просто увольняют с работы без ничего", - говорит Василий Зайченко, экс-начальник центра безопасности дорожного движения.
"Чистка" рядов ГАИ уже началась: первым делом уволили тех, кто в дни Майдана стал "дубинкой режима".
"Они останавливали наши машины, составляли и фальсифицировали протоколы на активистов Автомайдана и самое страшное, что в связке с Беркутом они устраивали засады", - говорит Сергей Хаджинов, Автомайдан.
"Во-первых, гаишников было 260 - тех, кто участвовали в фальсификациях протоколов против активистов Автомайдана. Во-вторых, это всего лишь пешки, которые исполняли команды своих начальников.
До сих пор никто из высшего руководства ГАИ или какой-то другой структуры не обвинен, не арестован", - говорит Хаджинов.
"Система" добровольно своих не сдает. Уже новая власть хотела назначить начальником ГАИ Львовской области Богдана Мыцака, который до этого 7 лет руководил Госавтоинспекцией Львова.
И был хорошо известен среди горожан своими дорогими машинами и роскошным особняком . Львовяне не стерпели и устроили милиционеру "народную люстрацию"
"Кого бы вы не поставили - каких бы честных майдановцев, айдаровцев, ПС будет регулировать, если систему не изменить - то система изменит кого? Новых людей", - считает Игорь Моляр, телеведущий,автомобилист.
В МВД появился целый штат иностранных консультантов. Курс - на Европу.
"Это прошла Литва, Польша и они сами говорят, что те старые полицейские, которые прошли все барьеры люстрации, аттестации - они в первые 2 годы покинули, потому что не способны были ментально приспособиться к честной работе", - говорит Олег Мартыненко, член экспертного совета при МВД.
Один из первых шагов - возобновление обязательной фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Это то, что давно и успешно "работает" в Европе и США.
"Когда я только переехал сюда, то получал уведомление о штрафе буквально каждые две недели. Так что я потратил на их погашение около 1000 долларов. Но потом я понял, что надо водить осторожнее. В итоге - всего один штраф за последние года два", - говорит житель США.
"Нарушать бывает очень дорого. Если ты превысил на пару миль, то, наверное, придется заплатить около сотни. Если превысил миль на 15, то выложишь все 250 долларов за такое нарушение", - говорит водитель.
Удастся ли попытка №2 - запустить фотофиксацию? Еще вопрос. В 2010 Украину накрыла волна судебных разбирательств. Фотофиксацию отменили.
- Вот на этом сложном перекрестке до сих пор остались камеры с того времени. За проезд на красный свет или разворот через двойную осевую, водителям приходили "письма счастья" с немалыми штрафами.
И это действовало: за три года аварийность в целом по Украине снизилась вдвое. А когда фотофиксацию отменили, - снова начался рост количества ДТП.
Реформировать то, что когда-то называлось ГАИ - пытаются и в России, и уже не первый год. Саму службу переименовали , пятую часть сотрудников сократили, ввели фотофиксацию.
"Года полтора вообще не знаю такой темы. И от друзей не слышал. Ну, бывает, останавливают, и если раньше садись в машину ДПС и там открытым текстом говорили, то сейчас даже намека нету. Нарушил-нарушил, только протокол составили и все".
"Хуже гораздо. Во всем. Как какой-то час пик в Москве, так ни одного гаишника на дороге нету, как корова языком слизала", - говорит москвичка.
Нынешние гаишники сомневаются, что реформа даст результат быстро. Говорят, "Молодежь" так скоро не овладеет "секретами профессии".
"Человек начинает оформлять ДТП только после трех лет службы. Она учится - знает, куда тянуть рулеточку, что померить, куда померить, к чему привязать. Потому что это сложные вопросы", - говорит Анатолий Сиренко, начальник департамента ГАИ МВД Украины.
Смогут ли зарубежные консультанты поломать систему, которую за 23 года не смогли поменять украинские реформаторы? И не закончиться ли вся реформа просто сменой названия?
Посмотрим уже через полгода. К тому времени обещают показать новое лицо столичной милиции.
Валентина Левицкая, Иванна Шкиндер, Сергей Килимник, Максим Чеблин, Подробности недели, телеканал "Интер".