Заставили "Кукушку" деньги приносить [ Редагувати ]
Социальный транспорт или экзотика Полесья. По столетней узкоколейной дороге до сих пор ездят тысячи жителей севера Ривненской области. Изношенные рельсы, старый поезд и большие убытки - сначала чиновники планировали закрыть этот участок железной дороги, однако нашли другой выход. Теперь на самой длинной в Европе узкоколейке собираются открыть туристический маршрут.
Старенький вокзал в селе Заричне. Тут всё - как и до революции. Рельсам уже 118 лет. Правда, вагоны состава несколько моложе - послевоенные, говорят работники железной дороги. На старых польских, рассказывают, стояли буквы КУ. Что это значит - никто не знает, но именно из-за этой аббревиатуры узкоколейку в народе прозвали "кукушкой". До отправки поезда - несколько минут. Дежурная по вокзалу вручную включает семафор.
Татьяна Полюхович, дежурная по станции Заричне:
- Це в дореволюційні часи, коли світлофорів не було, не було прогресу, були оттакі семафори, вручну все відкривалося. Вставляється ключ, відкривається семафор. На широких дорогах зараз у нас світлофори діють, а це осталося ще післяреволюційні семафори.
Туристы называют ее экзотикой Полесья, чиновники - убыточным предприятием, а пассажиры - кукушкой. Самая длинная в Европе узкоколейка для нескольких тысяч людей до сих пор остается не просто самым дешевым, а единственным видом транспорта.
В вагонах - работают буржуйки. Люди спешат в родные сёла. Другой дороги в большинство населённых пунктов - в двух районах, через которые проходит узкоколейка, - просто нет.
Любовь Павленко, пассажирка узкоколейного поезда "Заричне-Антонивка":
- Треба добратись у цю сторону, чим? Вертольотом? Чи може кукушкою? Це єдінствєнний вид транспорта, який спасає нас і виручає.
Полесская узкоколейка растянулась на 106 километров. Максимальная скорость поезда - 40 километров в час. На сложных участках, как вот этот деревянный мост, скорость сбрасывают вдвое. Но ещё три месяца назад это чудо дореволюционной техники было под угрозой исчезновения - из-за убыточности чиновники планировали закрыть маршрут. На один рейс необходимо до двухсот литров горючего. Цена же билета - 6 гривен 75 копеек. Полученные деньги не покрывают все расходы.
Людмила Прохорович, начальник отдела культуры Заричненской райгосадминистрации:
- На даний момент вона є дуже збитковою і район не може взяти цю вузькоколійну залізницю на свій баланс, тому що не зможе її утримувати. Виникла ідея спільно із Володимирецькою райдержадміністрацією по створенню унікального туристичного маршруту Поліський трамвай.
Но даже от железной дороги ко многим сёлам можно добраться только на лошадях. Поэтому люди заранее договариваются, чтобы их на станциях встречали подводы. И тем не менее, местные жители радуются - узкоколейка не исчезнет. Более того, уже в этом году область выделила 100 тысяч гривен - на создание туристического маршрута. А в 2009-м - ожидают ещё полмиллиона государственных средств.
Инна Белецкая, Николай Василюк, "Подробности", телеканал "Интер", Ривненская область.