"Сложные времена" украинского автопрома еще впереди? [ Редагувати ]
После вступления Украины в Всемирную торговую организацию (ВТО) отечественные рынки, в том числе и автомобильный, ожидают резкие перемены. Что это будет за перемена, и насколько готов украинский автопром к открытию внешних границ, рассказал президент корпорации "Богдан" Олег Свинарчук.
Каково, на Ваш взгляд, будущее отечественного автопрома? Остались ли наиболее тяжелые времена для отрасли в прошлом или стоит их ожидать в будущем?
К сожалению, самые сложные времена, наверняка, только впереди, и, хотя ничего страшного в этом нет, однако до сегодняшнего дня для нашего, украинского, автопрома не удалось сделать самого главного - сформировать его как отрасль промышленности. Это связано с многими факторами: как с внутренними, так и с внешними.
К внутренним факторам я отношу отсутствие программы развития автостроения, которая до определенного времени утверждалась методом принятия или утверждения программ развития отдельных предприятий. Нас (автомобилестроительную отрасль - ред.) все время "лихорадило": то вносили определенные изменения в ту или другую сторону, то давали льготы, то забирали их... К внутренним факторам наверно, также относится и отсутствие рынка в том объеме, который позволяет заниматься развитием автомобильной промышленности: с 1992-1993 года нас постоянно "придавливали" завозом б, у автомобилей, которые и формировали внутренний рынок.
Если говорить о внешних факторах, то здесь играет роль наличие зоны свободной торговли с Россией, где автопром более развит, чем в Украине. Также существенно влияет и незащищенность нашего рынка от поставок российской техники. Все это привело к тому, что не сделаны самые важные вещи. В частности, не проведена локализация. Также на сегодняшний день в Украине нет современных двигательных, комплектующих, и других видов производств.
Что необходимо сделать для того, чтобы исправить ситуацию?
Все это требует огромных денег, огромных инвестиций. Та динамика, которую мы видим по увеличению выпуска автомобилей украинской сборки на сегодняшний день, нуждается в преобразовании: необходимо количественные показатели превращать в качественные, то есть увеличивать локализацию, привлекать современные технологии. Надо учитывать те изменения, что произойдут после вступления Украины в ВТО, так как это означает открытие нашего рынка практически для всех производителей. Мы не будем защищены.
В связи с этим, конечно же, долгосрочные планы, требующие больших инвестиций, могут быть поставлены под угрозу. Кто же будет вкладывать в Украину, когда можно строить предприятия в России, имеющую длительные сроки перехода при вступлении в ВТО? Скорее всего, будут возрождать автомобильное производство именно в России, а Украину использовать как сателлитный рынок, который ничем не защищен: сюда просто поставлять продукцию. А это значит, что нынешний объем производства может быть поставлен под угрозу. Потому что, к сожалению, не сделано качественных преобразований - мы не имеем на сегодняшний день в Украине полностью локализованного автомобиля. Для, скажем, КрАЗа двигатели ввозятся с России, для "Богдана" - из Японии, для ЗАЗа - тоже много ввозится из-за рубежа. Только "Таврия" была локализована практически 100%, но вы знаете, она снята с производства. На сегодняшний день мы можем говорить о том, что нам необходимо заниматься этими вопросами.
Какие именно меры необходимо принимать?
Все зависит от правительства. Необходимо принятие государственной программы поддержки автопрома, необходимо понимание того, что автомобильная промышленность - это стратегическая отрасль, которая является локомотивом всей индустрии, которая позволяет развиваться и металлургии, и химии, и науке, и т.д. Понимание этих приоритетов (откровенно говоря, мне кажется, что они присутствуют не в полной мере) требует разъяснительной работы в том плане, какие средства задействованы и какое количество предприятий, какое количество работающих, какова доля продукта, которая производится.
К сожалению, в Украине не пройдена та точка "невозврата", когда мы можем сказать, что в Украине есть автомобильная промышленность, которая самодостаточна, которая не зависит от внутренних поставщиков и т.д. На сегодняшний день этого нет, это надо создавать. В качестве примера можно назвать ту же Польшу или Венгрию, где, в принципе, существуют только предприятия, которые собирают автомобили, но машиностроения нет, потому что произошла переориентация на другие виды продукции за счет привлечения "европейских денег". У нас, к сожалению, я не вижу этой перспективы, и нам нужно это бороться, потому что мы можем потерять нашу промышленность.
Те шаги, которые принимаются правительством сегодня, являются положительными, или имеют недостатки?
Мне сложно комментировать деятельность правительства, потому что самые главные проблемы заключаются в том, каким образом были проведены переговоры по ВТО. Они для развития автопрома являются достаточно неэффективны. Вот в России есть длительный переходный период. В Украине этого нет. Поэтому все остальное является попытками улучшить ситуацию. Но очень сложно улучшать ситуацию, когда она плохая. Если бы при этих шагах в переговорном процессе была использована российская модель вступления, то нам было бы проще.
Все-таки, насколько возможно массовое появление украинского автомобиля в ближайшее время?
Украинские автомобили уже существуют: та продукция, которую выпускаем мы и другие предприятия, также является украинской, но надо понимать, что в глобальном мире выиграет тот, кто производит массовую продукцию, и тот, кто имеет замкнутый цикл производства. В Украине уже есть сборочные предприятия, и они работают эффективно. Но с точки зрения индустрии этого мало, потому что индустрия на сегодняшний день - это возможности воспроизводства. Это наука, это научно-исследовательские институты, это создание новых моделей с учетом комплектующих, которые можно произвести на этом рынке - этого нет. Поэтому если говорить о "Made in Ukraine" то тут все в порядке. Если же говорить о доле локализации, безусловно, здесь еще необходимо достаточно много вопросов решить, и опять же я говорю о программе государственной поддержки.
В некоторых странах, к примеру, правительство готово компенсировать существенную часть затрат при строительстве завода. В принципе, этим люди выстраивают свою индустрию, находят свою нишу на рынке. У нас до этого очень далеко, потому что нет и денег в бюджете, и так далее, и тому подобное... Но во всем мире используются такие механизмы, и это необходимо понимать про проведении политики с точки зрения того, как Украина позиционирует себя в мировом распределении труда: мы только сырье продаем или мы делаем продукт конечной переработки?. Поэтому нам надо понимать: если мы хотим перейти от простых операций и как можно больше привлечь сюда технологии и денег, надо просто создавать определенные условия, надо лоббировать свою продукцию, и надо этим заниматься активно. Пока лоббирования своей продукции я не вижу, исходя из тех тендеров, которые проводятся. Там есть здравые: приоритет отдается отечественному производителю - но часто это не выполняется. Поэтому снова говорю: проблемы есть. И мы пытаемся объяснять, пытаемся доказывать, что это необходимо. Нам надо улучшить ситуацию. Надо выстроить свою политику. И сделать это надо как можно быстрее.