Первый частный космолет - гибрид ракеты и воздушного шара? [ Редагувати ]
Если все пойдет по плану, первый частный космический корабль может взлететь уже в конце следующего года. Утверждают руководители Проекта да Винчи (Канада). Сотни добровольцев принимают участие в проекте, штаб-квартира которого находится в Торонто; им помогают инженеры из Монреаля, Регины, Ванкувера и России.
Проект да Винчи действует уже семь лет на деньги многочисленных спонсоров; в нем принимают участие люди самых разных профессий, необходимых для создания "с нуля" космического корабля и связанной с ним инфраструктуры. У них есть новаторское предложение для попадания в космос: соединить воздушный шар и ракету.
Организаторы проекта полагают, что пришло время по-новому взглянуть на проблему запуска космических кораблей. Обычно ракеты включают большую первую ступень, задача которой - вывести корабль за пределы плотных слоев атмосферы. Когда первая ступень заканчивает работу, она отделяется от корпуса и начинает работать вторая ступень. Участники проекта посчитали эту первую ступень мертвым грузом и заменили ее гигантским гелиевым шаром многократного использования.
По замыслу разработчиков, воздушный шар с подвешенной снизу ракетой медленно поднимется на высоту 24 километров, где давление в 35 раз меньше, чем у поверхности планеты. Потом включатся двигатели и ракета полетит со скоростью, в четыре раза превышающей скорость звука, еще на 21 километр вверх. Затем двигатель будет выключен, но инерция позволит аппарату подняться еще дальше - на 115 километров от земной поверхности - прежде чем она остановится и начнет свободное падение обратно на Землю.
После двух часов подъема на воздушном шаре собственно ракетная часть путешествия займет не более 30 минут (чуть более семи минут работы двигателя и около 20 минут спуска с парашютом).
Применение воздушного шара позволит ракете избежать тех нагрузок, которым подвергается корабль при запуске с поверхности. Сама идея не нова - ракету успешно запускали с самолетов и раньше. А воздушный шар даже больше подходит для этой цели - он не так быстро движется.
Участники проекта надеются, что его реализация позволит получить Икс-приз, награду, учрежденную Питером Диамандисом, главой Zero Gravity Corporation (США). Он заявил о готовности заплатить 10 миллионов долларов создателям первой частной ракеты, которая сможет подняться на высоту 100 километров от поверхности Земли.