Первая пятерка по расходам на политическую рекламу [ Редагувати ]
В первую пятерку, по расходам на политическую рекламу в период с 26 ноября 2005 года по 17 февраля 2006 года, вошли Партия регионов, Народный блок Литвина, Партия экологического спасения "Эко+25%", блок "Наша Украина" и партия "Віче".
Такую информацию обнародовали представители коалиции общественных организаций Украины "Свобода выбора", которые провели исследование в рамках проекта "Общественный мониторинг финансирования парламентских выборов 2006 году, осуществляемого при поддержке Национального демократического института и канадско-украинского фонда "Демократические институты и практики".
По словам руководителя проекта "Политическая реклама" Анны ЯРОВОЙ, вышеупомянутые партии, соответственно, потратили за указанный период 25 миллионов 655 тысяч 525 гривен, 23 миллиона 254 тысячи 538 гривен, 21 миллион 443 тысячи 406 гривен, 12 миллионов 243 тысячи 124 гривен и 9 миллионов 727 тысяч 788 гривен.
В первую десятку также попали блок "Не так!" (4 миллиона 260 тысяч 348 гривен), блок "ПОРА-ПРП" (3 миллиона 554 тысячи 588 гривен), БЮТ (1 миллион 834 тысячи 122 гривен) и "Гражданский актив Киева" (1 миллион 704 тысячи 581 гривен).
В свою очередь руководитель проекта "Экспертный анализ расходов партий на избирательную кампанию" Игорь Марков назвал одной из ключевых тенденций избирательной кампании 2006 года децентрализацию финансовых потоков, обусловленную одновременным проведением парламентских и местных выборов. При этом, сказал он, если характерной чертой президентской кампании 2004 года было финансирование "сверху", то финансирование парламентской кампании-2006 осуществляется "снизу".
По словам Маркова, общегосударственные фонды нынешней кампании приблизительно на 50% финансируются из регионов (путем купли мест в списках региональными лидерами и взносов региональных бизнес-структур), а местные, по разным оценкам, на 80-100% - из региональных источников. При этом он отметил, что проведение выборов в местные советы по партийным спискам привело к тому, что от 40% до 70% мест в них продано.
Кроме того, Марков отметил, что по сравнению с президентской кампанией, можно констатировать оптимизацию и рационализацию структуры финансирования выборов-2006 и переход финансирования на полностью "рыночные основы".
Вместе с тем, по его словам, учитывая диверсификацию между центральными структурами избирательных объединений и регионами, между отдельными участниками избирательной кампании, учитывая ее масштабность и интенсивность, огромное количество ее субъектов, использование "теневых" вложений, можно допустить, что общая сумма расходов этой кампании достигнет 10 миллиардов долларов. При этом, по разным оценкам экспертов, президентская кампания 2004 года стоила свыше 1 миллиард долларов.