Досрочные выборы: Новые песни о старом [ Редагувати ]
![Досрочные выборы: Новые песни о старом](/media/upload/news/2007/03/27/740x415/409768_3.jpg)
В годовщину выборов в Верховную Раду можем констатировать, что идея досрочной парламентской кампании скорее мертва, чем жива. Ее, конечно, еще не раз будут поднимать на щит оппозиционеры и всячески отрицать "коалицианисты". Только все это уже сейчас напоминает вудуистские заклинания над чьим-нибудь трупом. Может, кто-то из наших политиков верит в зомби?
Затишье после бури
Сейчас политическая жизнь страны находится в состоянии затишья после бури. Многонедельное противостояние президента и парламента по поводу министра иностранных дел закончилось. Пополнившаяся промышленниками и предпринимателями коалиция обдумывает план дальнейших действий. Правительство, уверовав, что все кризисы уже решены, собирается переходить к всестороннему реформированию отечественной экономики. Большая часть оппозиции еще переживает последствия шока, вызванного кульбитом Анатолия Кинаха. И только глава государства, кажется, до сих пор верит (или поддерживает видимость веры) в досрочные парламентские выборы. В среду 27 марта на всеукраинском совещании с главами областных и районных госадминистраций Виктор Ющенко заявил, что "Конституция Украины предусматривает формирование коалиции в парламенте на фракционной основе. Точка. Других способов формирования коалиции не существует и не может быть. Или же они будут не легитимными и неконституционными". Это заявление президента практически слово в слово повторяет обнародованную днем ранее точку зрения фракции "Нашей Украины", что позволяет предположить их общее происхождение.
Расшифруем слова президента. В соответствии с частью 6 статьи 83 Конституции в Верховной Раде "по результатам выборов и на основании согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций", в состав которой входит большинство депутатов от состава парламента. Ключевое словосочетание здесь - "коалиция депутатских фракций". Между тем, в состав коалиции национального единства входят либо собираются войти около двух десятков народных избранников - так сказать, в индивидуальном порядке. А поскольку перебежчики, в соответствии с регламентом ВР, не могут ни самостоятельно создать новую фракцию, ни войти в состав уже существующих депутатских фракций (кроме той, политической силы, по списку которой они были избраны), то сегодня в парламенте де-факто имеет место быть коалиция народных депутатов, а не фракций. А это не предусмотрено Основным законом страны, а значит - и неконституционно. Следующий вывод, следуя логике Ющенко и НУ, напрашивается сам собой: ни "антикризисная" коалиция, ни коалиция национального единства уже в момент своего создания становились нелегитимными. Ну а отсюда уже и до роспуска парламента совсем недалеко: если в течение месяца в Раде не сформирована коалиция депутатских фракций (а не коалиция народный депутатов), то президент имеет правовое и политическое основание отправить народных избранников по домам.
Подобным жонглированием юридическими терминами и положениями Конституции "Наша Украина" - либо сама, либо по наущению президента - занимается уже эдак с полгода. Совсем недавно, скажем, представитель главы государства в парламенте Роман Зварыч утверждал, что Ющенко получит железобетонное право разогнать Верховную Раду, если до конца марта народные избранники не успеют дать согласие на предложенную президентом кандидатуру министра иностранных дел. Он тогда тоже ссылался на Конституцию, мол, если в Кабмине 60 дней не назначен хотя бы один министр, то "состав правительства" не утвержден, и можно отправлять его в отставку.
Только Ющенко почему-то не захотел воспользоваться этой "стопроцентной" возможностью - уж слишком быстро он подал в парламент Арсения Яценюка. Неужели Виктор Андреевич постарался избежать попадания в ситуацию, когда ему бы пришлось принимать решение и демонстрировать наличие политической воли? И что заставляет некоторых политиков думать, что в ситуации с коалицией национального единства, в которую входят не только фракции, но и отдельные нардепы, президент снова не сдрейфит? Ведь обоснование гипотетического роспуска ВР явно требует анализа и вердикта Конституционного Суда, где, судя по рейтинговым (предварительным) голосованиям, главе государства явно не симпатизируют. Или что-то изменилось после недавней встречи Ющенко с людьми в малиновых мантиях?..
Последний козырь
На самом деле, досрочные выборы, а точнее их результаты, вряд ли смогут кардинально изменить ситуацию в стране. Серьезного падения рейтинга Януковича, правительства и правящей коалиции не наблюдается. Рейтинг оппозиции не растет. Власть на местах, в массе своей зачищена, руководители МВД, прокуратуры и налоговой - под контролем. Поэтому в случае проведения внеочередной кампании режим в состоянии жестко контролировать процесс. Это все, наверняка, понимает Ющенко. И это все, несомненно, понимают правительство и коалиция. Какой же тогда смысл читать бесполезные заклинания о разгоне Рады, если в это мало кто верит и еще меньше хотят?
Логическое объяснение этому шаманству только одно: попытка договориться о чем-то другом. Вы, кстати, заметили интересную тенденцию в отношениях президента и коалиции с правительством? Глава государства все чаще идет на все большие уступки, получая при этом все меньше отдачи. Выторговал Ющенко бесполезный Универсал - и назначил Януковича премьер-министром. Согласился Ющенко подписать бюджет - и получил повышение минимальной зарплаты только с апреля. Отозвал кандидатуру Огрызко на должность министра иностранных дел - и вовсе ничего не получил... По сути, в президентских руках остался только один козырь - досрочные выборы. Вот только на что Ющенко готов его променять пока что не понятно. И удастся ли - не известно.
Ведь за год работы Верховной Рады и за девять месяцев работы Кабмина у президента возникало немало поводов (сомнительных, но все же поводов) разогнать депутатов и спровоцировать отставку министров. Ни одним из них глава государства не воспользовался. Чем в значительной мере поспособствовал тому, что "большевики" окончательно перестали его бояться. Сегодня они в большей мере опасаются Луценко, Тимошенко да раскола в своих собственных рядах, нежели Ющенко. Судя по последним событиям, они больше озабочены тем, как бы маргинализировать луценковский "Марш справедливости", превратив его в аналог российского "Марша несогласных". Некоторые оппозиционные политики полагают, что к радикальным шагам Виктора Андреевича подтолкнет вероятность формирования под крылом "регионалов" конституционного большинства в 300 "штыков". Однако это весьма маловероятно. Во-первых, если Ющенко не пошел на роспуск парламента после принятия им закона о Кабмине, то вряд ли пойдет на это теперь. Во-вторых, главному игроку коалиции - Партии регионов - для полного счастья вовсе не требуется конституционное большинство: им достаточно довести численность коалиции до 270-280 человек, чтобы иметь возможность принимать решения и без строптивых социалистов или упрямых коммунистов.
Подводя черту под всем вышеизложенным, можно отметить, что на сегодня идея досрочных парламентских выборов в значительной мере дискредитирована, особенно в глазах огромной части украинского общества. Это подтверждает и тот факт, что, по данным "Зеркала недели", количество избирателей, не знающих, за кого отдать свой голос, достигает 40%. И "оживить" эту идею в обозримом будущем без радикальных действий вряд ли удастся. К сожалению, поскольку ни президент, ни оппозиция до сих пор не смогли и, похоже, не собираются предложить людям что-либо иное, нам еще долго придется жить рядом с этим политическим "трупом", смирившись с тем, что время от времени кто-то пытается сделать из него "зомби".