Кабмин разрешил приватизировать музей отечественной войны [ Редагувати ]
Кабинет Министров наконец-то определился с тем, какие памятники культурного наследия Украины не подлежат приватизации. Законопроект, утверждающий перечень данных объектов, находится на рассмотрении в Верховной Раде. Это документ не только запретительного, но и разрешительного действия, поскольку автоматически снимает объявленный государством мораторий на передачу в частную собственность построек, относящихся к историческому и культурному достоянию страны. Ведь с утверждением ВР списка этих объектов теряет силу Закон "О временном запрете приватизации памятников культурного наследия", подписанный Президентом еще в феврале 2005-го, практически сразу после инаугурации. Этот акт состоит всего из двух статей, вторая из которых как раз и обязывала Кабмин в шестимесячный срок представить на рассмотрение парламента пресловутый перечень.
Минкульт, Минстрой и другие ведомства согласовывали список почти два года. Тем временем депутат от Партии регионов Людмила Кириченко пыталась внести изменения в Закон "О временном запрете..".. Она предлагала "способствовать реализации гражданами права на приватизацию жилища" и разрешить им становиться собственниками одноквартирных жилых домов, квартир, комнат и нежилых помещений в домах, являющихся памятниками культурного наследия, при условии оформления охранного договора. Такие пропозиции явно не понравились Президенту. Он заметил, что поправка не содержит четких критериев, какие именно помещения в таком случае могут быть приватизированы. К тому же, по его мнению, она противоречит Закону "О приватизации государственного жилищного фонда", согласно которому не подлежат приватизации квартиры и дома, расположенные на заповедных территориях. Но даже после того, как замечания главы государства были в основном учтены, законопроект Кириченко напоролся на президентское вето. Дайте перечень, - требовал Президент, - с указанием, какие именно квартиры и дома не подлежат приватизации.
Это требование так и не удовлетворили - в представленный парламенту каталог не попали памятные места, части памятников, в которых размещен жилой фонд, и жилые дома. К тому же, кочуя по ведомствам, перечень заметно "похудел". Если сначала говорили, что в него войдет около 2300 объектов, то "на выходе" их оказалось чуть более 1500.
Предложения по включению памятников в список "неприкасаемых" были утверждены решениями местных советов. Понятно, что при составлении этих пропозиций специалисты стремились сохранить госконтроль над максимальным количеством объектов, которые, по их мнению, представляют собой "наше все" (за исключением уже приватизированных или находящихся в собственности, например, религиозных общин, а также тех, в которых размещаются органы власти и культурные учреждения, имеющие статус национальных). Поэтому в перечне можно найти Андреевскую церковь, Владимирский собор, комплексы сооружений Киево-Печерской лавры, Софии Киевской, здания театров им. И. Франко и Леси Украинки, Национальной оперы, Верховной Рады, Кабмина, горсовета, Государственного цирка, Бессарабского рынка, станций метро "Арсенальная" и "Университет" в Киеве, комплекс Воронцовского дворца в Алупке, железнодорожные вокзалы в Киеве, Львове и Жмеринке, фонтаны в Ялте, Бахчисарае, Одессе и др. В то же время в список почему-то не попали здания Национального художественного музея, Музея Великой Отечественной войны в Киеве, Дома-музея Волошина в Коктебеле. И если уж говорить о логике и последовательности документа, то почему, например, в нем фигурирует ряд мостовых сооружений в Одессе, но нет ни одного столичного моста?
Впрочем, для культурной общественности перечень был интересен и важен не в качестве очередного инвентарного списка национального наследия, а в качестве своеобразного индикатора готовности государства привлекать частный капитал к делу сохранения культурно-исторических памятников. Многие с любопытством ожидали, разрешат ли приватизацию Олеского, Подгорецкого, Свиржского и других замков? Оказалось, нет. Практически все лакомые культурно-исторические объекты, которые, в первую очередь, могли бы привлечь потенциального инвестора, государство оставило за собой. Впрочем, не только лакомые. Так, например, в список вошли Невицкий и Хустский замки, которые, по официальным заявлениям Закарпатской ОГА, находятся практически на грани исчезновения.
С одной стороны, государство таким образом надеется уберечь памятники от стихийных перестроек в зависимости от капризов новых собственников, да и попросту мародерства. С другой стороны, это значит, что их содержание ложится неподъемным бременем на государственный бюджет. В 2007 году на сохранение исторической застройки городов, объектов историко-культурного наследия казной выделено 58,6 миллиона гривен через Минкульт и 70 миллионов гривен через Минстрой. Реальная же потребность в средствах на эти нужды, по некоторым оценкам, составляет не менее 600 миллионов гривен
Тем временем инвесторам и меценатам предлагают вкладывать деньги, по сути, в абсолютные развалины, выкупив их на аукционе либо арендуя понравившийся объект. Именно аренда, а не концессия, судя по всему, является тем механизмом привлечения дополнительного финансирования, который избрало государство. По крайней мере, такой вывод можно сделать из того, что отдельный пункт в законопроекте "О перечне..". вносит изменения в Закон "Об аренде государственного и коммунального имущества", разрешая аренду памятников культурного наследия.