Распродажа: десятки миллионов непопулярных телефонов [ Редагувати ]
Десятки миллионов мобильных телефонов продаются ежегодно на "сером" и "черном" рынках ниже себестоимости. А все из-за того, что производители не могут сделать точные прогнозы желаний пользователей. Рыночную ситуацию объясняет TotalTelecom со ссылкой на аналитиков Reuters.
По представленным данным, в 2001 году около 30% всех произведенных в мире мобильных телефонов не смогли дойти до пользователя по желаемой продавцом цене. Телефоны оказывались либо слишком дорогими, либо слишком простыми, либо некрасивыми - непопулярного дизайна или цвета. Нераспроданные запасы терминалов составили в 2001 году около 80 миллионов устройств общей стоимостью около $8 миллиардов.
В 2001 году на вторичном рынке были продано около 27 миллионов GSM-терминалов. Общие же продажи GSM-телефонов составили около 65% от 400-миллионного числа проданных устройств. Две трети из 80 миллионов терминалов проданы в розницу с огромной скидкой, в первую очередь операторам, предлагающим дешевые либо бесплатные телефоны при подключении. Остаток был приобретен крупными торговцами, которые попытались найти покупателей дешевых терминалов на вторичном рынке.
Несбалансированность по причине ошибок глобальных рыночных прогнозов и вылилась в ощутимые потери. Среднее снижение цены мобильных телефонов на складе составляет 1% в неделю, и крупнейшие в мире операторы мобильной связи NTT DoCoMo и Vodafone каждую неделю теряли около $80 миллионов из-за снижения цены товара на складах. Ошибки выразились в складах, заполненных непопулярными моделями телефонов, и задержками поставок популярных моделей.
Для операторов мобильной связи закупка терминалов является второй по дороговизне задачей после собственно построения сетевой инфраструктуры. При этом на рынок постоянно выходят новые модели терминалов, что еще более усложняет прогнозы. Поэтому для крупного производителя велика вероятность создать телефон, который устареет сразу же после выпуска. Большие производители, вроде Nokia, Sony Ericsson, Motorola не предлагают никаких путей изменения свойств выпущенных терминалов и поэтому лишаются некоторых преимуществ масштаба. Только набольшие недавно появившиеся производители вроде китайских компаний и британского Sendo решили эту проблему, изготавливая модули телефонов и создавая на их базе телефоны с запрограммированными свойствами, желаемых цветов и оформления.
Недорогие телефоны, розничной ценой до $100, поддерживаются на относительно стабильном ценовом уровне последние несколько месяцев из-за того, что немногие производители предложили действительно функциональные и новые модели указанного ценового диапазона.
Nokia 3330, к примеру, в феврале 2002 года даже увеличилась в цене на $10 до $106. Siemens A35 продается за $57 в течение нескольких месяцев. А цена Alcatel 303 плавает в пределах $75...80. Motorola T191, наоборот, подешевела с $110 до $95.
Цены дорогих телефонов изменяются значительно сильнее из-за жестокой конкуренции. Особенно это касается терминалов с монохромным монитором: Motorola v60 подешевела с $300 в январе до $250 в марте, а Samsung SGH-A400/408 подешевел на $30 до $255 за два месяца. При этом цена одного из самых популярных терминалов с цветным дисплеем Ericsson T68 сохраняется на стабильном уровне $350 уже несколько месяцев.