Все на продажу, или Если нельзя, но очень хочется... [ Редагувати ]
Ради "реприватизационной" выручки правительство готово идти на риск административного кризиса
Недавние громогласные обвинения правительства в нецелевом расходовании средств, вырученных от продажи "Криворожстали", можно было бы счесть рядовой предвыборной акцией, если бы не поспешность, с которой и.о премьера принялся эти обвинения опровергать, и не тихо прозвучавшее в это же время сообщение Минфина об очередном выпуске облигаций. Денег правительству мучительно не хватает, и прикрыть этот печальный факт ему уже невозможно никакой "хорошей миной".
Единственным источником средств для латания ширящихся бюджетных дыр остается продажа госсобственности, в которой ничего ликвидного уже не осталось - разве что "Укртелеком". К подготовке его приватизации Кабмин приступил еще в ноябре прошлого года, несмотря на то, что еще в июле Верховная Рада приостановила действие закона о приватизации "Укртелекома" до принятия нового закона. Считаться с мнением народных депутатов вообще не в традициях украинских правительств, однако, в предвыборном напряжении противостояние между Кабмином и Верховной Радой может доходить до абсурда. Чем чаще напоминает парламент правительству о недопустимости каких-то действий, тем упорнее оно гнет свою линию, усугубляя наихудшие подозрения.
Так, выступая 6 марта в Сумах, Юлия Тимошенко прокомментировала правительственные инициативы с "Укртелекомом" следующим образом: "Не установив даже настоящей стоимости объекта, к приватизации уже приступили ". По ее мнению, это может свидетельствовать лишь о коррупции.
Понятно, что Тимошенко коррупция мерещится везде и что министрам, из последних сил исполняющим свои обязанности, сейчас не до приватизационных махинаций - добыть бы хоть что-нибудь в казну. Однако возразить экс-премьеру им по существу нечего. А еще большее недоумение может вызвать другая правительственная идея, озвученная в конце февраля лично Юрием Ехануровым - учреждение некоей "ферросплавной корпорации".
Вообще то такая "корпорация" сегодня уже существует в реальности; все добывающие мощности и практически все производящие, кроме "легендарного" НЗФ, все еще контролируемого "Интерпайпом", управляются днепропетровской группой "Приват". Учитывая же, что четверть активов Никопольского ферросплавного принадлежит также ей, а возвратиться в госсобственность, согласно судебным решениям, должна лишь половина акций предприятия, нетрудно догадаться, кто окажется в предлагаемой главой Кабмина корпорации "старшим" и в чьих интересах она будет действовать. О том, что в таких условиях кто-то может заинтересоваться приобретением этой самой "половины НЗФ" и говорить смешно. Тем не менее, главной целью правительства, по-прежнему декларируется продажа пакета акций за миллиард (!) долларов.
Вся бесполезность этой затеи стала очевидной уже к концу прошлогоднего лета. Однако, "криворожский успех", очевидно, вскружил голову украинской исполнительной власти. Более того - вслед за заявлениями президента о "точке, поставленной в истории реприватизации" появились его же уверения о скорой продаже Никопольского ферросплавного. В Кабмине словно ждали команды... А когда Верховная Рада попыталась урезонить правительство, было уже поздно, тем более, что оно уже не боялось отставки. Закон о внесении ОАО "Никопольский завод ферросплавов" в "перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", принятый парламентом 9 февраля, Виктор Ющенко вернул со своими предложениями для повторного рассмотрения Верховной Радой как раз накануне оглашения Ехануровым "ферросплавно-корпоративного" проекта. Оказавшись не в силах преодолеть президентское вето, Рада приняла 15 марта закон уже в новой редакции - естественно, с сохранением пункта о запрете приватизации НЗФ. "Ничего вчера не изменилось, поскольку вето не преодолено, а это уже новая редакция считается, значит, будет вето опять", - уверенно заявил на следующий день в Виннице Ехануров. Сторонники и.о. премьера, возглавляющего пропрезидентский избирательный список, объясняют его конфликт с Верховной Радой предвыборными эмоциями.
Однако, стоит заметить, что инициаторы рассмотрения вопроса НЗФ в парламенте находятся отнюдь не в оппозиции. Да и у самой исполнительной власти нет единого мнения относительно решения вопроса. Социалистка Валентина Семенюк, возглавляющая Фонд государственного имущества, до сих пор отказывается участвовать в каких-либо подготовительных приватизационных мероприятиях, по меньшей мере, до того момента, когда "спорный" пакет акций не будет переведен на баланс ФГИ в соответствии с полагающейся процедурой.
Дело в том, что летом прошлого года Киевский апелляционный хозсуд, то ли стремясь поскорее вернуть акции государству, то ли пытаясь угодить одной из заинтересованных сторон, обязал исполнить все действия по возврату компанию "Славутич-регистратор", не имевшую к тому моменту на это никаких прав. Реальных хранитель - "Укрсоцбанк", до сих пор никаких судебных распоряжений не получил. Дело зашло в правовой тупик, поскольку, указав неверный путь возврата акций, апелляционный суд фактически сам заблокировал процесс передачи их государству. И сама Валентина Семенюк, и представители ГКЦБФР и Минюста это неоднократно объясняли, однако в ответ не слышали ничего, кроме обвинений в "коррупции", или, на худой конец - "непрофессионализме". Пытаясь прояснить ситуацию, Фонд еще в начале года обратился в Хозяйственный суд Киева с просьбой внести изменения в порядок возврата акций. Суд должен был рассмотреть обращение ФГИ от 13 января в десятидневный срок, но до сих пор этого не сделал. Что, собственно, собирается продавать Кабмин, остается неясным.
Зато приверженность главы ФГИ духу и букве закона не осталась "безнаказанной". Еще 9 марта, на заседании правительственного комитета по экономической политике, Юрий Ехануров выдвинул следующее предложение. "Прошу Минфин и Минэкономики рассмотреть степень загрузки и численность ФГИ. Должна остаться где-то треть людей. Если Фонд сознательно идет на это, то это его право", - заявил и.о. премьера. "Это" относилось к проекту государственной программы приватизации на 2006-2008 годы, предложенной ФГИ для рассмотрения комитетом. "Я хотел бы, чтобы вы дурочку не игрались. Если поддерживаете эту программу, то вас останется столько, сколько вас останется", - предупредил Ехануров. И хотя комитет решил отложить принятие программы на три недели, "чтобы доработать ее с учетом многочисленных замечаний министерств и ведомств", вопрос о том, что именно вызвало столь сильное раздражение главы правительства, остался открытым. Возможно - то, что в программе не числились ни "Укртелеком", ни НЗФ, поскольку, по мнению ФГИ, для этого нет должной законодательной базы.
Необходимо вспомнить и то завидное упорство, с которым президент неоднократно ветировал Закон о Фонде госимущества. Напомним, закон предоставляет Фонду определенную независимость от исполнительной власти как в вопросах приватизации, так и в вопросах управления госимуществом. В частности, процедура смещения председателя ФГИУ "росчерком пера" законопроектом отменяется. Президентское вето парламент неоднократно не мог преодолеть, в первую очередь, по вине провластных фракций.
Кроме угроз сокращения и отказа от законодательного закрепления полномочий Фонда, существуют и иные способы воздействия. В пятницу 15 марта пресс-секретарь ФГИ Нина Яворская пожаловалась газете "Дело", что уже три месяца Фонд просто не финансируется. То есть, зарплаты еще выплачиваются, но получить командировочные уже невозможно. "Фонд стоит на пороге того, что останется без средств коммуникации", - было заявлено уже самой Семенюк. По ее мнению, отвечать за это должен лично Виктор Пинзеник, а причиной организованной Минфином финансовой "блокады" она назвала политическое давление, испытываемое Фондом из-за непринятия им решений по приватизации НЗФ и "Укртелекома". В официальном же заявлении ФГИ на эту тему содержались следующие слова. "Как только какой-то финансово-промышленной группе необходимо свести счеты с другой, начинают действовать через Фонд госимущества".
Характерно, что ни Виктор Пинзеник, ни министерство финансов само по себе не только не опровергло эту информацию, но и вообще ее не прокомментировало. Является ли в данном случае молчание знаком согласия? Ответ на этот вопрос получить не у кого - все в предвыборных отпусках. И, тем не менее, ФГИУ денег не получает. Его сотрудники находятся под угрозой сокращения, пообещанного самим премьером - даром, что с приставкой "и.о.". Закон о Фонде не принимается. В итоге создается стойкое впечатление, что подозрения Валентины Семенюк вовсе не беспочвенны, и правительство давит на Фонд по всем направлениям. О причинах давления догадаться несложно. В лучшем случае это просто борьба приватизационных концепций: социалистка Семенюк стремится как можно дольше оставить крупнейшие предприятия в госсобственности, одновременно повысив эффективность их работы и противится поспешной приватизации. Правительство Еханурова же, наоборот, стремится как можно скорее избавить государство от "балласта" в виде сверхприбыльного "Укртелекома" или НЗФ. Назначить конкурсы до выборов не получилось, и сегодня на повестке дня вопрос о том, удастся ли создать законодательные условия для приватизации этих объектов, сделав процесс необратимым, а его отмену - недоступной для будущего парламента. Но это, повторимся, в лучшем случае. Очень хотелось бы поверить в прозрачность и благородство борьбы "рыночников" из правительства Еханурова со "старорежимными" взглядами социалистки Семенюк. Но мешают конкретные интересы конкретных компаний и ФПГ, в которые идеально вписывается скорейшая приватизация НЗФ, "Укртелекома" и других лакомых кусков. Наличие этих интересов позволяет задать нескромный, но чрезвычайно актуальный вопрос: а на кого работает украинское правительство, чтобы так спешить с приватизацией и действовать против Фонда такими методами межведомственной борьбы, которые даже во времена Кучмы считались запрещенными?
Вячеслав Емельяненко