Новые возможности сотовых телефонов не приживаются в Сибири [ Редагувати ]
Новые возможности сотовых телефонов в Сибири зачастую остаются незадействованными, так как операторы не поддерживают соответствующие услуги. С внедрением в Новосибирске услуги передачи мультимедийных сообщений (MMS) происходит примерно то же самое, что и с внедрением GPRS в свое время.
Аппараты с новыми функциями обычно появляются на рынке раньше, чем соответствующие услуги у операторов сотовой связи. "Ситуация, когда в салонах мобильной связи появляются модели телефонов с такими функциями, которые в Новосибирске использовать пока нельзя, складывается довольно часто", - считает руководитель отдела рекламы и маркетинга сети салонов связи "Телесота" Игорь Сизиков. Действительно, запуск услуги GPRS в коммерческую эксплуатацию в Новосибирске произошел в сентябре 2002 года, однако телефоны с соответствующими функциями появились в продаже гораздо раньше. "Но бывает и так, что телефоны запаздывают - когда технически операторы были уже готовы к внедрению WAP, GPRS, MMS, рынку не хватало терминалов, поддерживающих эти услуги", - отмечает ведущий аналитик компании ACM-Consalting Антон Погребинский.
"Внедрение новой неголосовой услуги зависит не только от спроса, но и от наличия у оператора средств для инвестиций, от ARPU - при низкой доходности клиента нет необходимости в дополнительных услугах, от действий конкурентов, от скорости прироста абонентской базы. Потребность в неголосовых сервисах появляется при насыщении рынка, - подчеркивает Антон Погребинский. - MMS работает через GPRS, но в Москве из 12 миллионов абонентов операторов ведущей тройки GPRS пользуются не более 300.000 (2,5%). Новосибирск в этом отношении отличается в лучшую сторону, но и здесь поддержка MMS пока не интересует основную массу пользователей сотовой связи, для операторов внедрение этой услуги - во многом имиджевый ход. Это заметно и по акцентам рекламных кампаний - операторы ориентируются на привлечение массового абонента и очень слабо рекламируют дополнительные услуги".
"Услуга GPRS весьма популярна в нашем городе, - считает пресс-секретарь компании МТС в Новосибирске Антон Калтыгин. - Ею пользуется около 8% всех абонентов МТС в Новосибирске - это очень много даже по сравнению со столичными показателями". Услуга GPRS в Новосибирской области в данный момент доступна абонентам МТС и "Би Лайн" на коммерческой основе, а в сети "МегаФон" - в тестовом режиме. По словам советника генерального директора по связям с общественностью компании "МегаФон-Сибирь" Павла Ларина, запуск GPRS в коммерческую эксплуатацию запланирован на апрель этого года. "Количество абонентов, которых интересует аппарат с поддержкой GPRS и WAP, постоянно растет. Люди постепенно разобрались, что это за функции, и научились пользоваться ими", - считает руководитель отдела рекламы сети салонов "Мобильный мир" Станислав Рапопорт.
Иначе обстоит дело с передачей мультимедийных сообщений. Телефоны с поддержкой этой функции в магазинах Новосибирска продаются уже более года, но только "Вымпелком-Р" запустил здесь услугу MMS в коммерческую эксплуатацию. Она предоставляется в составе единого пакета услуг по передаче данных, в который входят также GРRS-Интернет и WAP через GPRS, что способствует увеличению числа абонентов, активно пользующихся беспроводной передачей данных. "К подобной схеме предоставления услуг в результате должны прийти все федеральные операторы сотовой связи, потому что это, прежде всего, удобно для абонента, - считает Игорь Сизиков. - Тем не менее, на мой взгляд, дополнительные сервисы не станут предметом конкурентной борьбы, потому что абоненты пользуются ими довольно редко, по сравнению с голосовой связью".
"Мы первые в России запустили услуги MMS, предоставив тем самым дополнительные возможности для развития рынка мобильных телефонов, - отмечает директор по связям с общественностью компании "Вымпелком" Михаил Умаров. - Когда мы запускали данные услуги в середине 2003 года, проникновение мобильных телефонов с поддержкой MMS было намного ниже, чем сейчас - развитие технических возможностей оборудования, в том числе и мобильных телефонов, всегда опережает рыночный спрос".
"Задержка запуска MMS в сети МТС объясняется тем, что мы изучали опыт других операторов в этом направлении, а также выбирали технологию, на которой будет построен этот сервис, - комментирует Антон Калтыгин. - В данный момент мы проводим тестовую эксплуатацию MMS, а коммерческий запуск планируется на апрель. В Республике Алтай MMS появится одновременно с Новосибирском, и наши абоненты получат возможность отправлять фотографии прямо с алтайских гор". В сети "МегаФон-Сибирь" другие причины задержки запуска MMS. "Наша сеть начала работать совсем недавно, - говорит Павел Ларин, - и сначала нам необходимо произвести тестовую эксплуатацию всех услуг, как GPRS, так и MMS. Задержка с запуском этих сервисов в наших сетях объясняется только этим. Ввести MMS в коммерческую эксплуатацию мы планируем в начале второго полугодия 2004 года".
Однако наличие сервиса в коммерческой эксплуатации еще не является гарантией его качества. "В Новосибирске на данный момент пользоваться услугой MMS практически невозможно - скорости передачи сообщений очень низка, - считает Станислав Рапопорт - Поэтому при покупке сотового телефона пока не стоит делать выбор на основе наличия или отсутствия функции MMS, а также менять старый телефон на новый с поддержкой этого сервиса". "Время доставки ММS-сообщения до адресата с момента его отправки в среднем составляет менее минуты. Если доставка не удалась с первого раза, повторная попытка доставить сообщение происходит через 10 минут. На мой взгляд, такой скорости более чем достаточно", - подчеркивает Антон Калтыгин. Такой же точки зрения придерживается и Игорь Сизиков: "Скорость вряд ли увеличится в ближайшее время. Сам стандарт GSM предполагает не очень высокую скорость, по сравнению, например, с 3G, но, на мой взгляд, скорости для передачи ММS-сообщения вполне достаточно".