Поезда под откос [ Редагувати ]
Из-за аварии товарного поезда с фосфором во Львовской области уже пострадали 152 человеа, 27 из них - дети. Катастрофа вскрыла ряд проблем с обеспечением безопасности простых людей. Она показала определенную неспособность властей слаженно и оперативно реагировать на подобные ситуации. Также встал вопрос о безопасности железнодорожных перевозок опасных грузов. Кто в ответе за то, что поезда идут под откос, и как застраховаться от подобных аварий в будущем.
Что делать?
Этот вопрос с момента аварии, которая произошла 16 июля в Буском районе Львовской области, волнует и жителей окрестных сел, и львовян, и киевлян. После катастрофы поползли слухи. Их было много и разных. Но причина их возникновения одна - отсутствие понятной и достоверной информации. В первые часы после аварии никто не мог толком объяснить, чем опасен белый фосфор, что нужно делать, чтобы защититься от опасности, как далеко может дойти отравленное облако и сколько времени спустя можно будет пить воду из колодцев.
Сегодня пресс-служба Минприроды сообщила, что по состоянию на утро 19 июля не выявлено превышения допустимой концентрации соединений фосфора в воздухе, воде, грунте и сельхозпродукции. Пробы брали в четырех районах Львовской области - Буский, Камянко-Бузкий, Бродивский и Радехивский. "Воздух, вода в колодцах и водоемах, грунт, кормы и сельхозпродукция абсолютно безопасны для людей и животных", - говорится в сообщении.
Но сначала вице-премьер Александр Кузьмук, руководящий ликвидацией последствий катастрофы, сравнивает её размеры с Чернобыльской, а буквально на следующий день говорит, что всё в порядке и призывает местных жителей спокойно пить воду, есть овощи и купаться. Министерство здравоохранения наоборот рекомендует не употреблять воду из колодцев до окончательных результатов экспертиз, а овощи и фрукты есть только после обработки их содовым раствором.
Не беремся сравнивать масштабы нынешней катастрофы с Чернобыльской, однако один общий момент есть. Первые пожарные, прибывшие на место аварии, не были в достаточной степени защищены и не знали, что тушат. Об этом сообщил глава МЧС Нестор Шуфрич. Всего пострадали 12 ликвидаторов, два из них в состоянии средней тяжести сейчас находятся в барокамере.
Врачи оказались не готовы к подобным авариям. "Лекарств, которые бы сразу нейтрализовали фосфорные соединения, не существует", - говорит начальник Львовского военного госпиталя, полковник медицинской службы Сергей Петрук. "Теоретически мы знали, как лечить таких потерпевших. Однако опыт приобретаем уже во время лечения. Ведь раньше таких случаев не было", - цитирует его слова УНИАН.
Сейчас медики лечат потерпевших, черпая информацию только из книг. Врачи тщательным образом наблюдают за больными, которые пострадали в результате аварии, потому что, по данным медицинской литературы, на вторые-седьмые сутки может развиться осложнение - заболевания печени и почек, через которые выводятся продукты сгорания фосфора.
По сообщению "5 канала", жители Ожидова, возле которого произошла авария, не обеспечены достаточным количеством медпрепаратов. Глава сельсовета говорит, что уже не надеется на помощь государства и просит поддержки у простых людей.
Как заявил глава оперативного штаба Александр Кузьмук, в Украине не было похожих техногенных катастроф, и никто не знает, как защищать людей, животных и землю. При этом власти просят не паниковать.
Несмотря на заверения о том, что всё в норме, на месте аварии парами фосфора отравились трое журналистов телеканалов "Интер", "Новый канал" и ICTV, сообщает ZAXID.NET со ссылкой на собственного корреспондента телеканала "Интер" Софию Гордиенко. По словам журналистки, она еще во вторник почувствовала слабость и тошноту, у нее поднялась температура, она не чувствовала вкуса. Гордиенко сообщила, что госпитализирована и Светлана Хрущак, корреспондентка "Нового канала", у которой появились сильные боли в печени и почках. "Но самая сложная ситуация с собкором ІСТV Иваном Кривым, которого сегодня отправили на лечение в Киев. Кроме "традиционных" болей в печени и почках, у Ивана диагностировали ожоги верхних дыхательных путей", - цитирует ZAXID.NET Софию Гордиенко.
Президент Виктор Ющенко обвиняет Кабинет министров в замалчивании реальных последствий от аварии. Кроме того, глава государства считает недостаточными действия правительства по защите жителей Львовской области, которые пострадали от техногенной катастрофы. "У меня возникают сомнения относительно соответствия занимаемым должностям правительственных чиновников, которые подменяют реальные действия разговорами о чистых от фосфора колодцах", - подчеркнул сегодня президент.
"Практика советской власти, когда принципом решения проблемы были успокаивающие чиновнические отчеты вместо профессиональных действий и замалчивание, вместо честного информирования не может быть нормой жизни в Украине", - заявил Ющенко.
Именно "практика советской власти" заставляет людей не верить властям и ожидать худшего. Они просто хорошо помнят первомайские демонстрации после 26 апреля 1986 года. А разнобой в заявлениях чиновников и недостаток объективной и понятной информации рождает новые и новые слухи. Даже если причин для паники на самом деле нет.
Хлам на колесах
О возможных авариях на железных дорогах еще месяц назад предупреждала Служба безопасности Украины. Газета "Дело" опубликовала данные аналитической записки СБУ о ситуации в транспортной области. В ней представлены результаты исследования, проведенного сотрудниками Службы, и указаны основные факторы риска на железной дороге. Этот документ еще месяц назад получил Секретариат президента и Кабмин, но ни со стороны Минтранса, ни со стороны "Укрзалізниці" реакции не последовало.
По данным СБУ, 56% основных фондов железнодорожного транспорта изношены, степень изношенности подвижного состава - 68%, а обновление и модернизация отрасли финансируются не более чем на 30-40% от необходимого. Постоянная смена начальства "Укрзалізниці" негативно влияет на степень ответственности руководителей и сотрудников компании. Так, за 2006 год на транспортных объектах было обнаружено более 175 тысяч недостатков и неисправностей, в том числе некачественного ремонта поездов и условий содержания путей.
По мнению руководства СБУ, именно эти факторы являются основными причинами участившихся аварий на железной дороге, в том числе и аварии на Львовской железной дороге.
В Минтрансе признают, что основные фонды железнодорожного транспорта изношены на 50-80%, но подчеркивают, что вовсю работают над повышением безопасности. По словам пресс-секретаря Минтранса Виктории Бутенко, с начала года отремонтировано более 1200 километров железнодорожного полотна, что вдвое больше, чем в прошлом году.
Министр транспорта и связи Николай Рудьковский считает неуместными предупреждения СБУ о тяжелой ситуации в транспортной отрасли и кивает на своих предшественников. При этом подчеркивает, что для безопасности делает все, что от него зависит. "Мы получили 7 тысяч километров железных дорог с просроченным сроком эксплуатации. То есть, на каждом километре этих дорог, которые нам достались в наследство, может произойти авария", - заявил он.
По его словам, министерство и само прекрасно знает ситуацию на железных дорогах и об угрозах схода вагонов. "Почему случаются сходы? Потому что все фактически добито, никто не вкладывал деньги в инфраструктуру", - сообщил он.
Неисправность железнодорожного полотна - одна из версий аварии на Львовщине, по данным прокуратуры. Рудьковский уверяет, что за несколько дней до крушения поезда данные контроля состояния железнодорожных рельсов на этом участке подтвердили их надежность. "Мы готовили этот участок для скоростного движения - 120 километров в час, а движение этого поезда осуществлялось на скорости 57 километров в час. Не было оснований утверждать, что что-то произошло с рельсами", - подчеркнул он.
По словам пресс-секретаря Львовской областной прокуратуры Марьяны Гаевской, причинами аварии могли быть неправильные действия работников локомотивной бригады, нарушение правил безопасности при загрузке желтого фосфора, а также вмешательство посторонних лиц.
Рудьковский также отмечает, что цистерны, принадлежащие ООО "Казфосфат", в которых перевозили фосфор, 1978 года выпуска. По словам казахской стороны, вагоны были полностью исправны. Если причина в неисправности вагонов, то почему их тогда пропустили через украинскую границу?
Сегодня, 19 июля, же Минтранс запретил перевозку желтого фосфора по территории Украины до выяснения причин техногенной катастрофы во Львовской области. Шаг странный. Если дело в самом фосфоре, его каких-либо опасных свойствах пускать вагоны под откос, то почему раньше была разрешена его перевозка? Кроме того, непонятно, как это согласуется с намерением отправить непострадавшие вагоны с фосфором обратно в Казахстан по территории Украины. Везти его обещают вдалеке от населенных пунктов. До аварии такие предосторожности почему-то не принимали.
Также 19 июля в городской черте Львова на железнодорожных путях переезда "Клепаров" выявили 9 цистерн - таких же, как и на месте катастрофы. На них стоит маркировка "Фосфор. Ядовито. Огнеопасно". Судя по надписям, принадлежат цистерны тому же владельцу - компании КАЗФОСФАТ. Замначальника линейного отделения милиции на Львовской железной дороге Нелли Репко подтвердила газете "Сегодня", что во Львове с 9:50 до 11:40 стояли 9 цистерн с желтым казахским фосфором. "Это новая партия, следовавшая из Казахстана в Польшу. Груз взвешивали, как того требуют таможенные процедуры", - приводит ее слова газета. То есть, получается, что цистерны с грузом и идут они на Польшу.
А пресс-секретарь Львовской железной дороги Лилия Криницкая сообщила, что цистерны во Львове - пустые. По словам пресс-секретаря, они не имеют отношения к тем цистернам, которые пытаются поднять на месте аварии возле Ожидова. "На станции стоят цистерны, возвращенные из Польши. То есть они там себе стоят пустые, их никто не трогает", - цитирует слова Криницкой издание ZAXID.NET. По второй версии, цистерны пустые и вернулись из Польши. Снова разная информация и не понятно, кому верить.
Кто виноват?
БЮТ и "Наша Украина", а также глава президентского секретариата Виктор Балога требуют от глав Минтранса и МЧС Николая Рудьковского и Нестора Шуфрича подать в отставку из-за аварии на Львовщине.
"Если будут основания, то я готов уйти в отставку", - успел заявить Рудьковский. Однако таких оснований он, естественно, не видит. "Если вы скажите, что министр ловил рыбу, загорал и ничего не делал по безопасности, тогда претензии аргументированы", - сказал он. При этом министр отметил, что нынешнее руководство Министерства транспорта приняло в три раза больше решений относительно безопасности, чем предыдущие руководители.
В то же время он добавил, что не все инициативы министерства по повышению безопасности поддерживаются. В частности, по его данным, еще в апреле по его инициативе Кабмином было рассмотрено и поддержано постановление относительно ужесточения контроля технического состояния транспортных средств, однако, оно до сих пор не вышло. "Это постановление тормозится где-то в аппарате", - отметил он.
В то же время эксперты сомневаются, что полетят министерские головы. Об этом свидетельствуют результаты эксперт-опроса, проведенного "Центром исследований политических ценностей".
"Аварии такого рода по традиции не являются основанием для украинских чиновников для потери поста", - говорит Виктор Небоженко, руководитель социологической службы "Украинский барометр". Он уверен, что и МЧС и Министерство транспорта являются главными составляющими любого административного ресурса.
Председатель Центра исследований политических ценностей и член "Народной самообороны" Олесь Доний, подчеркивает что механизма замены членов правительства при распущенной Верховной раде не существует. Но, по его мнению "оппозиция получила дополнительный козырь во время предвыборной кампании в своей критике правительства за неэффективное управление".
"Нужно дождаться анализа того, как действовали те или другие должностные лица в этой ситуации: кто пытался спасти ситуацию, а кто отсиживался за границам или на морях", - уверен Кость Бондаренко.
Президент Украинской Академии политических наук Николай Михальченко, считает, что необходимы решения не только на кадровом уровне, но и на уровне принятия существенных политических и экономических решений. "Кадровые изменения мало что изменят, если страна не примет решения о модернизации своего технологического базиса", - подчеркивает он.
Как отправить поезда под откос
Железнодорожная инфраструктура изношена. На каждом километре железных дорог может произойти авария - это признал сам глава Минтранса. Украина стоит на пересечении многих дорог, и через ее территорию ежедневно движется много грузов, в том числе и опасных. И чтобы пускать под откос поезда, вовсе не нужен хорошо обученный отряд диверсантов. Достаточно лишь ничего не делать для реабилитации национальной инфраструктуры. Но если этого не делать, то никто не может дать гарантии, что фосфорные и хлорные тучи не будут возникать возле Киева и Севастополя, Львова и Донецка.