"Формула-1". 10 лет без Айртона Сенны [ Редагувати ]
Пилоты "Формулы-1" на нынешнем Гран-при Сан-Марино почтут память Айртона Сенны, легендарного гонщика, погибшего на этой трассе 10 лет назад. 1 мая 1994 года Сенна потерял контроль над своим болидом в повороте Тамбурелло. Бразильский гонщик погиб почти мнговенно.
Фрэнк Уильямс, хозяин команды, за которую выступал Айртон Сенна, говорит, что для него нынешний день будет траурным. "Мне будет очень трудно, я не хочу, чтобы нам слишком часто напоминали о гибели Айртона", - говорит Фрэнк Уильямс.
А водитель команды Ferrari Рубенс Барикелло, который в тот трагический день сам чудом вышел живым из серьезной катастрофы, рассказывает, что Сенна был для него учителем, идеалом автогонщика. "Он был великолепен - и как профессионал, и как человек. Я, конечно, не вспоминаю о нем каждый день, но я все-таки бразилец, и, как и каждый бразилец, помню о Сенне", - говорит Барикелло.
Самый известный гонщик
Нынешняя звезда "Формулы-1" Михаэль Шумахер вспоминает, что его отношения с Айртоном Сенной были очень сложными: бразилец считал, что наступление Шумахера может положить конец его царствованию в мире автогонок. Шумахер до сих пор вспоминает об обвинениях, выдвинутых против него Сенной в начале 1994 года.
Тогда шеф-пилот команды Williams заявил, что немец выступает на машине, не соответствующей правилам "Формулы-1".
В 2000 году Шумахер побил рекорд Сенны, выиграв 42 этапа "Формулы-1". Когда немецкий гонщик осознал свое достижение, он расплакался. Сейчас Шумахер чаще всего вспоминает о Сенне не как о легенде "Формулы-1", а как о человеке, который потряс его еще в 1980 году, делая, казалось бы, невозможное за рулем миниатюрного карта.
"Это было нечто совершенно из ряда вон выходящее, - говорит Шумахер. - Для меня даже необязательно вспоминать, что было позже, достаточно и того, что он мог делать на обычном карте".
Но о смерти Айртона Сенны в эти дни вспоминают не только в мире "Формулы-1". Десятилетие его гибели станет настоящим днем траура для многих поклонников автоспорта, и прежде всего для бразильцев.
В Бразилии жива не только память об Айртоне Сенне, но и его наследие. Созданное Сенной благотворительное общество, помогающее больным детям, до сих пор считается одним из самых эффективных в Южной Америке.
"Формула-1". Все иначе
Изменилась и сама "Формула-1" - во многом, опять же, после смерти Айртона Сенны. Даже трасса Сан-Марино стала другой, как говорят знатоки, куда менее интересной, чем прежде.
Крутой поворот Тамбурелло, в котором погиб великий бразилец, в 1994 году проходили на пределе возможностей машины, не снижая скорости и задерживая от волнения дыхание. Сейчас это обычный, не слишком крутой, вираж - таких в мире десятки.
Гран-при Сан-Марино 1994 года стал первым соревнованием за 12 лет, на котором погиб автогонщик. "Формула-1", к тому времени считавшаяся уже почти совершенно безопасной, проснулась от долгого сна.
Начало мая 1994 года до сих пор вспоминают как "ужасные выходные". За три дня мир "Формулы-1", казалось, перевернулся.
Началось с того, что в пятницу Рубенс Барикелло попал в катастрофу на своем Jordan. Гонщик потерял сознание. Однако, к удивлению медиков, Барикелло отделался лишь несколькими синяками. И только организаторы "Формулы-1" начали говорить о безопасности болидов, как в еще одной катастрофе погиб австрийский пилот-новичок Роланд Ратценберг.
Сам Сенна тогда, говорят, провел несколько часов на месте катастрофы и всерьез задумывался о том, чтобы отказаться от участия в гонке, а то и вовсе уйти из "Формулы-1".
Кровавый уикэнд
Австрийский пилот-новичок Роланд Ратценбергер погиб в те же выходные, что и Сенна, но после продолжавшихся весь вечер переговоров с Фрэнком Уильямсом, Сенна решил все-таки сесть за руль.
Уже на старте воскресной гонки один из болидов потерял колесо, шина улетела в толпу, и несколько человек получили ранения.
А через несколько минут, всего на седьмом кругу, произошла катастрофа, о которой до сих пор помнит весь мир - Айртон Сенна не справился с управлением и погиб почти мгновенно.
В Бразилии был объявлен национальный траур, в Европе газетчики требовали раз и навсегда запретить "Формулу-1".
А в самом мире элитарных автогонок началась реформа, официальной целью которой было сделать "Формулу-1" безопаснее. В итоге число катастроф на трассах "Формулы" действительно снизилось - но многие говорят, что и сами гонки стали скучнее.