Японец без мобилки - инвалид [ Редагувати ]
Мобильник в Японии - больше, чем телефон. Это, скорее, образ жизни будущего, жизни в беспроводном мире. Около 70 миллионов японцев (55% всего населения) в настоящее время имеют доступ в Интернет через мобильники - в три раза больше, чем в 2000 году. В Японии такой способ доступа по объемам сравним с выходом в Сеть через обычные компьютеры.
Японцы пользуются мобильниками ("кэйтай") приблизительно в той же мере, что американцы - миникомпьютерами, однако также смотрят на них телепрограммы, принимают и посылают домашние видеофильмы, "скачивают" и слушают музыку, используют систему навигации, ведущую их по нужному адресу, играют в видеоигры, платят по счетам и сканируют штрих коды на товарах. Мобильник можно даже использовать, как "караокэ".
Сами по себе все эти действия не новы, однако их функциональная собранность в одном аппарате, размеры которого крайне малы и который всегда можно иметь при себе, дает повод говорить о возникновении новой "культуры кэйтай". В подтверждение этому японские СМИ приводят высказывания молодых японцев, уже считающих "кэйтай" неотъемлемой частью себя.
В японских поездах и метро на каждом шагу встречаются ставшие стереотипными юноши и девушки в наушниках, не видящие ничего вокруг, пальцы которых бегают по клавиатуре "кэйтай". Они посылают и получают, смотрят и слушают.
Телеканал "ТВ-Токио" показал специальную программу о молодой японке, у которой на неделю отобрали "кэйтай". При получении его обратно с ней случилась истерика, она целовала и гладила любимую машинку, а потом некоторое время лечилась от нервного расстройства.
Чтобы найти в Токио нужный адрес, достаточно набрать на "кэйтай" его телефон и включить автонавигатор. На экране немедленно появится карта, где место вашего нахождения фиксируется со спутника по радиоволнам от "кэйтай", а затем милый женский (или мужской, по выбору) голос поведет вас: "Направо-налево-прямо, ура! Вы на месте!" Все это время цветной минидисплей отображает ваши перемещения в реальном времени по улицам города.
Японцы, традиционно не проявляющие эмоций на лице и в голосе, кажется, стали еще более сдержанными. Все чувства при разговоре по "кэйтай" отображаются символически, в виде соответствующих картинок или цвета письменных знаков.
Именно этот момент не дает развиться функции видеосвязи, которая также присутствует в "кэйтай" и может использоваться, однако молодые люди часто предпочитают показывать не свое лицо, а фото, причем зачастую не свое, а иногда даже лица другого пола. "Я не всегда выгляжу на все сто, - сказала репортеру газеты "Майнити" молодая японка, - поэтому лучше пользоваться картинками и иероглифами".
Среди молодежи новые модели портативных компьютеров-"ноутбуков" уже никого не удивляют. Произвести впечатление на знакомых можно только новейшим типом "кэйтай".
По мнению социологов, в Японии "кэйтай" создает иллюзию расширения личностного пространства. Он всегда со своим хозяином, он послушен и исполнителен, он может многое, почти все. В мире "кэйтай" люди забывают о себе, "выходят из себя" и переходят в иное, виртуальное пространство.
По мнению ученых, здесь коренится серьезная опасность начала разобщенности доселе монолитного японского общества.