Конституционное чудо [ Редагувати ]
Если в последние недели в отечественном политикуме самое значительное давление на себе испытывал президент Украины, то, после подписания пресловутого указа 264, объектами оного стали 18 членов Конституционного cуда Украины. Именно от их решений теперь зависит не только вопрос, проводить ли досрочные выборы, или нет, но и будущее страны на годы вперед. Вспомните политические ситуации в РФ образца 1993 года или в Украине в конце 2004-го.
Орган Конституции
Напомним, что Конституционным судом (КС) Украины называется орган конституционной юрисдикции, заданием которого является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного закона государства на всей территории Украины. КС назначается совместно президентом, Верховной радой и съездом судей Украины (по 6 представителей от каждой ветви власти).
Первый состав КС начал свою деятельность по Конституции 18 октября 1996 года. С тех пор сменилось четыре его состава. Почти 9 лет КС исправно, хотя и достаточно ангажированно исполнял свои функции, однако до октября 2005 года в строю осталось только 4 судьи Конституционного суда. Остальные по разным причинам выбыли из работы (окончание полномочий, отставка, пенсия и так далее).
По идее, как пишет Алексей Сахно, подобная система формирования состава КС должна обеспечить его максимальную независимость от внешних факторов влияния. Но в новейшей истории Украины еще не было КС, который мог бы похвастаться тем, что он на самом деле является "третьей властью", а не придатком "первой" или "второй". К примеру, услугами этого органа нередко пользовался Леонид Кучма - и все время с неизменным успехом. Чего стоит только решение КС о том, что Леонид Данилович имел право в 2004 году баллотироваться на пост президента Украины, хотя речь, бесспорно, шла о третьем сроке.
Решения КС принимает простым большинством голосов, то есть не менее чем 10 судей должны проголосовать за какой-либо вариант решения. Если же этого не выходит, то для голосования предлагается следующий вариант решения дилеммы, и так далее, до позитивного голосования. Сейчас главой сего уважаемого конституционного органа является один из шести выдвиженцев съезда судей Украины Иван Домбровский.
Кстати, 4 апреля имя этого судьи вынырнуло на поверхность украинского медиапространства. Напомним, премьер-министр Виктор Янукович заявил, что председатель Конституционного суда Иван Домбровский намерен подать в отставку. Также премьер сообщил, что ему стало известно о том, что на председателя КС осуществляется давление, не уточнив, от кого именно. Премьер назвал председателя КС порядочным человеком, "которому мы доверяли".
Кроме того, на заседании парламента председатель ВР Александр Мороз сообщил, что Домбровский подал заявление о сложении своих полномочий. "Вам доверили ответственную должность председателя Конституционного суда, судьи Конституционного суда - несите это бремя, отвечайте перед Конституцией, перед обществом, которое поручило Вам эту миссию, и не ссылайтесь, на то, что вам тяжело", - сказал Мороз в адрес председателя КС.
Он отметил, что "на давление есть противодействие" и посоветовал Домбровскому обращаться в суд. По словам Мороза, председатель КС "должен на основе закона, Уголовного кодекса высказать свое отношение к тем, кто оказывает это давление". Глава парламента предложил Домбровскому делать так, "как предусмотрено в Конституции, законах и по совести". В то же время в пресс-службе Конституционного суда Украины заверили, что не владеют информацией относительно возможной отставки председателя КС Домбровского.
Реакция оппонентов не заставила себя ждать. Как передает УНИАН, народный депутат, член фракции "Наша Украина", Ксения Ляпина отметила, что заявление о намерении Ивана Домбровского уйти в отставку с должности председателя Конституционного суда Украины является подтверждением давления на него со стороны Кабмина, правящей коалиции и лично премьер-министра. По ее словам, на сегодняшний день все пользуются информацией только премьер-министра о намерении Домбровского пойти в отставку. При этом, добавила она, нет подтверждения этой информации от самого председателя КС и пресс-службы Конституционного суда.
"Возникает вопрос, где сейчас находится Домбровский, какое давление на него оказывают и что с ним делают, чтобы выбить подобное заявление", - сказала она. Ляпина также отметила, что таким образом "мы стали свидетелями прямого и нескрываемого давления на председателя Конституционного суда со стороны Кабинета министров, правящей коалиции и непосредственно премьер-министра Украины Виктора Януковича". Позже стало известно, что Иван Домбровский находится на больничном.
Судебные расклады
Вся эта история четко показывает, насколько важным является для обеих сторон конфликта сейчас Конституционный суд. В этом контексте уже начало набивать оскомину сравнение Украины-2007 и России-1993.
Как пишет Виталий Портников о событиях 14-летней давности в Москве, президент Ельцин, воспринимавшийся тогда большинством населения России как реформатор-демократ, "вел бескомпромиссную борьбу со старорежимным съездом народных депутатов за собственные конституционные полномочия. В этой борьбе мнение Конституционного суда дорогого стоило. Обе противоборствующие стороны не просто воевали между собой - они вели еще и бесконечную борьбу за суд". Не напоминает ли это вам, дорогие читатели, нынешнюю ситуацию?
В конечном счете, напоминает журналист, именно глава Конституционного суда России Валерий Зорькин оказался главным посредником в диалоге между президентом и депутатами. Он, кстати, и сейчас возглавляет местный КС. Тогда судья стал фактически политиком, хотя должен был оставаться все-таки именно СУДЬЕЙ.
Нынешний состав судей КС, напомним, мог начать действовать уже с 8 августа 2006 года. В ноябре 2005-го трех судей КС избрал съезд судей, еще троих назначил президент. Однако они не могли приступить к исполнению своих обязанностей, поскольку должны были принести в Верховной раде присягу. Однако в сложившейся тогда обстановке действующий КС представлял прямую угрозу главной роли Верховной рады в будущем политическом устройстве Украины, поскольку под давлением президента, пишет Алексей Сахно, мог отменить юридически не безгрешную политреформу. Поэтому спикер Владимир Литвин, который небезосновательно надеялся возглавить и ВР 5-го созыва, всячески затягивал избрание судей от парламента и приведение всех судей к присяге. Не спешил приводить судей к присяге и Александр Мороз. Но только до определенного времени. Когда же это стало нужным " коалиционерам" - операция с "присягой" была осуществлена в момент.
Избрание судей стало плодом взаимного недоверия, отмечают наблюдатели, и, как следствие, компромисса между президентом и предводителями большинства. А чтобы убрать с пути новых судей КС всяческие юридические препятствия, Верховная Рада приняла, а президент подписал закон, который позволял привести их к присяге через 9 месяцев после назначения (ранее это требовалось сделать в течение 30 дней) и в присутствии и.о. премьер-министра и и.о. председателя Верховного суда (ранее "и.о." не "катило"). Это была добровольная уступка со стороны парламента, выглядевшая как подачка.
Кроме того, отмечает журналист, ВР приняла, а Ющенко подписал еще один закон: на этот раз речь шла о том, что новосформированный КС не имеет права проводить ревизию политреформы, в результате которой Ющенко лишился значительной части своих полномочий. Это была вынужденная уступка со стороны президента
В такой атмосфере, 4 августа 2006 года Верховная рада приняла присягу четырнадцати судей Конституционного суда. Среди них 3 были назначены президентом, 5 выдвинуты от Верховной рады и 6 избраны съездом судей. Из четверки "старых" судей КС трое являются "президентскими" и один - "парламентским".
По идее, подобная система формирования состава КС должна обеспечить его максимальную независимость от внешних факторов влияния. Но в новейшей истории Украины еще не было КС, который мог бы похвастаться тем, что он на самом деле является "третьей властью", а не придатком "первой" или "второй". И пока что нет гарантии, что нынешний КС будет менее сговорчивым в таких спорных вопросах.
Традиционно люди в малиновых мантиях прямо или косвенно поддерживают тех, кто их назначил. Пожалуй огласим весь список. Так, считается, что президент может всегда рассчитывать как минимум на шесть голосов "своих" судей. Это принявшие присягу 4 августа Дмитрий Лилак, Владимир Кампо, Виктор Шишкин, а также избранный парламентом от "Нашей Украины" Петр Стецюк. Есть еще Владимир Иващенко, Валерий Пшеничный и Сюзанна Станик. Но следует учитывать, что последние трое были назначены еще Леонидом Кучмой, так что их лояльность президенту Ющенко находится под большим вопросом.
"Антикризисную коалицию" в Конституционном суде представляет Анатолий Головин, Михаил Колос, Мария Маркуш, Вячеслав Овчаренко и уже работающий там Павел Ткачук.
По состоянию на момент присяги (4 августа 2006 года) котами в мешке можно было назвать шестерых представителей съезда судей Украины. Раньше, напомним, это уважаемое собрание пребывало под влиянием заслуженного юриста Украины Виктора Медведчука. Теперь оно несколько ослабло, но списывать его со счетов рано. Съезд избрал судьями председателя Апелляционного суда Харьковской области Василия Брынцева, судью Высшего хозяйственного суда Украины Вячеслава Джуня, главу Апелляционного суда Закарпатской области Андрея Стрижака, а также судей Верховного Суда Украины Анатолия Дидкивского, Ивана Домбровского и Ярославы Мачужак.
И тут влияние президента также невелико. Так, например, Джунь долгое время работал заместителем экс-главы Высшего хозсуда, а теперь нардепа-"регионала" Дмитрия Притыки. У Стрижака свои счеты с "нашеукраинцами" - он еще в 2004 г. был предложен в члены ВСУ, однако тогда именно фракция "НУ" заблокировала трибуну и не дала ему принести присягу.
По состоянию на 07 августа 2006 года расклад сил в КС был приблизительно таким: 4-5 "президентских" против 9-10 "коалиционных" при 3-5 еще "неопределившихся". Напомним, что решения КС принимаются простым большинством голосов, то есть 10 судьями.
Кто больше перекупит?
Все это время, начиная с августа 2006 года, обоими лагерями велась системная работа с судьями. Как писал Сергей Рахманин 17 марта 2007 года, по слухам, некоторые влиятельные "регионалы" в приватных беседах утверждали, что в КС счет - 13:5 в их пользу. Многие полагали, что если подобное утверждение и являлось преувеличением, то не слишком большим. Тогда известный журналист, который как раз и специализировался на Конституции, написал: "Думается, Виктор Андреевич относится к числу тех, кто тоже так считает. А потому не ждет от "конституционалистов" ни права распустить Раду, ни шанса "отыграть" политреформу".
В этом же контексте отметился и политический обозреватель журнала "Корреспондент" Юрий Зущик. В персональном блоге он написал 2 апреля, аккурат перед подписыванием указа о разгоне ВР: " Все, Ющ не контролирует ситуацию в КС. На прошлой неделе он встречался с судьями. Встреча отдавала давлением - президент просил ускорить рассмотрение важнейших обращений в суд: о Кабмине, о нелегитимности правительства и так далее". На деле, отмечает журналист, это был крик о помощи - у президента не осталось к кому апеллировать.
С другой стороны, Ющенко не зря подписал указ 264, значит, как пишут обозреватели, он не на чай в КС ездил ранее.
История с его поездкой показала обоюдное отношение всех сторон к сложившейся ситуации. Политиканы хотят втянуть судей в свои разборки, как это случилось в 1993 в РФ, а те усиленно от подобной ответственности "отбрыкиваются". Мартовские события в КС, который только в январе 2007 года проснулся и начал плановое рассмотрение запросов в свой адрес, показывают, что 18 членов постараются принимать максимально равноудаленно выгодные отрешения для оппонентов.
Потому, учитывая все вышеперечисленные факторы, а также контекст последних заявлений говорящих голов обоих лагерей, рискнем предположить, что решение КС вполне может удовлетворить и "большевиков", которые в теории могут пойти на выборы, но не очень хотят, и "меньшевиков" во главе с Ющенко, у которого иного выбора нет. То есть, крови не будет, и досрочным выборам, скорее всего, быть.
Если, конечно, члены Конституционного суда все еще Судьи, а не наемные работники политиков.