"Независимая газета": Баку и Киев хотят дружить нефтепроводами [ Редагувати ]
Строительство евразийского транспортного коридора и возможность участия Азербайджана в проекте украинского нефтепровода Одесса-Броды стали основной темой завершившихся в конце прошлой недели переговоров спикера украинского парламента Владимира Литвина в Баку.
Этот вопрос он обсудил с президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Расизаде. С председателем Милли Меджлиса Муртузом Алескеровым и министром иностранных дел Вилаятом Гулиевым спикер Верховной Рады беседовал также о расширении и упрочнении межгосударственных связей в рамках ГУУАМ.
По сути, самым важным итогом состоявшихся встреч стало признание Баку, что маршрут Одесса-Броды не является конкурентом Баку-Тбилиси-Джейхан. Эти трубопроводы ориентированы на различные рынки сбыта нефти, поэтому не могут конкурировать между собой, пояснили представители азербайджанской власти. В связи с этим Баку, возможно, примет участие в наполнении нефтью украинской трубы, пока не будет сдан в эксплуатацию маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан. Сейчас расчетами относительно перспективности и выгодности такого решения занимаются эксперты обеих стран.
Впрочем, о конкретных шагах в этом направлении говорить рано. Как отметил в интервью "НГ" член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма, "на особые сдвиги в решении вопроса о наполнении Одесса-Броды рассчитывать пока не приходится, ибо этот вопрос нужно обсуждать не с лидерами Азербайджана, а с компаниями - владельцами нефти". То есть с западными инвесторами, которым принадлежат основные месторождения в Азербайджане.
Для Киева вопрос наполнения нефтью трубопровода Одесса-Броды стал одним из наиболее болезненных. Как известно, украинское правительство 4 февраля отказало российской компании ТНК в возможности реверсного использования Одесса-Броды. Было принято окончательное решение о том, что нефть по этому маршруту будет транспортироваться согласно проектным документам - из Азии в Европу. Уже до мая, по расчетам правительства, может быть транспортировано 4-5 миллионов тонн нефти по этому трубопроводу. Но если Кабмин не сможет реализовать заявленные планы, то российские компании, владеющие более 80% украинских нефтеперерабатывающих мощностей и поставляющие нефть на украинские НПЗ, могут, по мнению экспертов, оказать на Киев жесткое давление.
Видимо, попыткой найти источники наполнения маршрута можно объяснить состоявшиеся в Баку переговоры. Украинская сторона даже предложила Азербайджану принять участие в концессии (долгосрочной аренде) Одесса-Броды.
Пока этот вопрос законодательно не оформлен, но, как утверждают источники из украинской делегации, посетившей Баку, Владимир Литвин заверил своих собеседников в том, что соответствующий закон будет принят уже в марте. Напомним, что ранее представители украинского правительства заявляли о приоритетности участия российских компаний в концессии Одесса-Броды.
"Мы считаем, что это будет выгодно Азербайджану", - отметил в этой связи азербайджанский посол на Украине Борис Алексенко. По его словам, в национальных интересах Азербайджана - многовариантность маршрутов транспортировки нефти, поэтому Баку заинтересован в данном проекте и политически поддерживает его. Украина же, в свою очередь, ожидает, что Азербайджан пригласит ее к участию в реализации проекта евразийского транспортного коридора.
Кроме энергетических проблем, спикер украинского парламента обсуждал и возможности расширения сотрудничества на уровне ГУУАМ - организации, которую примерно полгода тому назад эксперты сочли недееспособной и практически прекратившей свою деятельность. Ранее, как известно, Молдавия и Узбекистан де-факто отказались от членства в организации.
Нынешний визит украинского спикера засвидетельствовал, что Украина отказываться от участия в ГУУАМ не намерена. Более того, Владимир Литвин предложил азербайджанской стороне создать межпарламентскую ассамблею ГУУАМ по аналогии с Советом Европы. А весной этого года в Киеве состоится заседание экспертов по созданию Межправительственной ассоциации стран - членов ГУУАМ.