Катастрофа Су-27. Экстренный выпуск [ Редагувати ]
В понедельник в Украине объявлен День траура. Празднование 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины на аэродроме "Скнылив" закончилось трагедией. К этому времени насчитывается 199 пострадавших. 83 человека - погибли, 20 из них - дети. Есть мнение, что ЧП вполне можно было избежать. Увы, родныи и близким погибших от этого не легче. Сегодня мы постараемся воспроизвести хронологию событий 27-го июля.
Львов, аэродром "Скнылив", 27-е июля, полдень. На авиашоу пришли порядка 10 тысяч человек. Благополучно завершились полеты планеров, легкомоторных летательных аппаратов, прыжки парашютистов. В начале первого должен был начаться демонстрационный показ фигур высшего пилотажа, выполняемый летчиками на истребителях Су-27 и МиГ - 29.
В 12.15 Су-27 вылетел с аэродрома Озерная недалеко от Львова. Через четверть часа он должен был пролететь над "Скныливым".
Для справки: Су-27 УБ - двухместный учебно-боевой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения. Способен вести боевые действия в любых метеоусловиях - и днем, и ночью. Опытный самолет поднялся в воздух 20 апреля 1981-го года. Первый полет Су-27 УБ совершил в марте 1985-го. С середины 86-го он выпускается серийно. Длина лайнера - 22 метра. Размах крыльев - 14 метров 70 сантиметров. Предельная высота полета - 17 с половиной километров. Взлетная масса - 33 с половиной тонны. ?Серийно самолет выпускается в Комсомольске-на-Амуре. Первая страна, закупившая Су-27 - Китай.
Машины семейства Су превосходят все истребители, которыми располагают западные страны. Самолет способен нести до 8 тонн вооружения на внешней подвеске и оснащен мощным прицельным комплексом. На этих машинах установлено более сорока мировых рекордов скорости и высоты полета.
Через 30 минут после взлета, выполняя сложный маневр, истребитель зацепил самолет, стоявший на поле "Скнылива" и рухнул в толпу зрителей. Взрыв, по словам очевидцев, был негромким.
Очевидец: "Я бачив, як лiтак Су-27 вилетiв над летним полем i почав робити демонстрацiйний полiт. Вiн пройшов над злітною смугою, пiднявся вверх, зробив бочку i раптом пiшов до низу. Було таке враження, що вiн iде на пiке, але вийти iз нього вiн уже не змiг, тому, що дуже низько просунувся над землею. Вiн задiв крилом за Іл-86, i далi був вибух. Я побачив, як катапультувалися пiлоти, вірнiше одного, розкрився парашут, а що було далi, не було видно, тому що розпочалася дуже велика панiка - бiгли люди. Було дуже багато вогню i диму".
Предельно низкой высотой для подобного маневра считается 1000 метров. Но до земли остается метров 300-400 - точную цифру пока назвать сложно. При выходе из глубокой спирали, летчикам, судя по всему, не хватает высоты для того, чтобы набрать нужную скорость и выровнять самолет. Снизились обороты двигателя. Су-27 вышел из режима форсажа и стал резко терять высоту.
Уже ничего нельзя было изменить. Срыв потока, машина завалилась на крыло и упала на землю, задев людей. Пострадали все, кто осматривал технику и стоял в очереди за напитками. После скажут, что пилот пытался повторить подвиг советского летчика Валерия Чкалова - предельно снизить высоту, имитировав пролет под мостом. Оба летчика - катапультировались. Зрители, наблюдавшие за "смертельным трюком", разбежаться не успели. Все произошло в считанные секунды.
Трагедии, подобные львовской, случались не однажды. Демонстрация фигур высшего пилотажа всегда связана с риском. Но историю истребителя Су-27, полную взлетов и падений, стали вспоминать после ЧП во Львове. Кажется, над этим самолетом тяготеет злой рок.
В 95-м году в Малайзии практически одновременно разбились сразу три самолета Су-27. Тогда ничто не предвещало беды. Клин из трех истребителей шел сначала на семитысячной высоте, затем поднялся до 8200 метров. Снижались в условиях сплошной облачности - такой полет для асов пилотажной эскадрильи "Русские витязи" - дело привычное. Но в ходе снижения была допущена ошибка - группа шла на высоте, меньшей, чем необходимо для захода на посадку. Была дана команда - срочно набрать высоту, но судьбу решили считанные метры.
В прошлом году Су-27 потерпел катастрофу под Псковом. Это произошло 17-го июля. Самолет разбился во время проведения Дня морской авиации - точно так же - во время показательных выступлений. Машина упала на нежилые дома в одной из деревень Псковской области. Пилот - генерал-майор Тимур Апакидзе - погиб. Летчик выполнял маневр на низкой высоте.
Четыре месяца назад российский истребитель Су-27 разбился в Приморье - при выполнении планового полета. Лайнер пропал с экранов радара, пилот об аварии ничего не сообщил. Он успел катапультироваться. Жертв нет - машина рухнула в нежилой район. Представители военного ведомства России - самолет принадлежал составу 11-й армии ВВС и ПВО - позже подтвердили: в момент аварии Су-27 летел на высоте 500 метров.
3-е апреля 2002-го. Украина. Ровно в 12.45 - злополучное время - недалеко от Запорожья во время тренировочного полета разбился еще один Су-27. Машиной управлял летчик первого класса. Исстребитель летел на низкой высоте. Пилот погиб.
При падении на аэродроме Скнылив, Су-27 повредил 2 стоящих на взлетном поле самолета - военно-транспортный Ил-76 и истребитель-перехватчик МиГ-21. В транспортнике в это время проводилась экскурсия, на которую пришли дети. Им рассказывали о мощи украинской авиации, о силе оборонного ведомства страны. Ребята спаслись чудом - корпус Ила выдержал удар истребителя.
Пожарные машины, паника, переполох и... одна за другой - кареты скорой помощи. Масштаб трагедии определили не сразу. В это сложно поверить, но согласно первым официальным данным - пострадали порядка десяти человек. После сведения поступали практически каждые полчаса. 15, 25, 50, 78.
Василий Савчин, заведующий Детским ожоговым отделением Городской больницы # 8: "Коло лiкарнi бiгала, пов'язки цi. Кажу: доню, йди собi ляж. Каже: я тiшуся, що жива. Дитина бачила все на очах, i це на все життя залишиться. Щоб оцiнити їхнiй стан сьогоднi... Мама привезла дитину - того хлопчика, що у нас лежить. Мама в якому шоцi була, вона привезла його у лiкарню, що не впiзнала, що то не її дитина. Вона привезла, тут йому почали надавати допомогу. Вона сказала: "то не мiй син!". Уявляєте? Везеш дитину i не впізнати... якiй то шок був! Вона тодi каже: "боже ж мiй тож не моя дитина!" I поїхала тодi шукати свою дитину... "
Корреспондент: "Як тебе звуть?"
Пострадавший (тот самый мальчик): Андрiй
К: "Пам'ятаєш, як попав сюди?"
П: "Сюда? - Нєа"
К: "А взагалі пам'ятаєш те, що трапилося?"
П: "Пам'ятаю як я туда потрапив".
К "Як себе почуваєш?"
П: "Нормально, ноги чомусь болять."
Для доставки пострадавших было задействовано более 20 машин "скорой помощи". Людей принимали 5 городских больниц. На помощь пришла и санитарная авиация. Практически сразу в Министерстве обороны Украины была создана комиссия для расследования причин и обстоятельств трагедии. Во Львов вылетела комиссия, которую возглавил исполняющий обязанности министра обороны Петр Шуляк.
Олег Леонтьев, начальник Отдела надзора Военной прокуратуры Западного региона Украины, подполковник юстиции: "27-го числа вiйськовим прокурором порушена карна справа за статтею 408 Кримiнального кодексу України. То порушення правил безпеки польотiв, якi потягли за собою важкi наслiдки. Мiра покарання за цей злочин передбачає вiд 5 до 15 рокiв. Поки кримiнальна справа розслідується по факту. Потiм, якщо будуть встановленi виннi особи, вiдносно них буде порушено карну справу i прийнятi iншi процесуальнi дiї".
Президент Леонид Кучма прервал свой отпуск и в 15.15. отбыл во Львов, чтобы лично проконтролировать развитие событий. Вместе с ним вылетели министр оборонного ведомства Владимир Шкидченко, генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, глава администрации Президента Виктор Медведчук.
Было принято решение о создании специальной государственной комиссии по расследованию причин катастрофы. Возглавил её Евгений Марчук - секретарь Совета национальной безопасности и обороны. Между тем, ранее планировалось назначить председателем комиссии премьер-министра Украины Анатолия Кинаха. В половине седьмого вечера самолет Президента приземлился на том же аэродроме, где все произошло. "Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно", - это были первые слова главы государства.
Леонид Кучма, Президент Украины: "Можна тiльки в страшному снi таке наснитися. Створено державну комiсiю. Ну тут, ви бачите, є всi, хто прийме участь в розслiдуваннi, в тому числi i Генеральний прокурор".
За последние 14 лет во время проведения массовых авиашоу в мире произошло 17 катастроф. Львовская трагедия может сравниться разве что с событиями 28-го августа 88-го года. Тогда в ходе показательного полета на базе ВВС США в Рамштайне /Германия/ три боевых самолета столкнулись в воздухе, рухнули на заполненное зрителями поле и взорвались. Около семидесяти человек погибли, полторы тысячи получили тяжелые ранения.
Первые версии о причинах катастрофы появились буквально сразу. По некоторым данным, самолет во время выполнения фигуры высшего пилотажа задел крылом дерево, что и привело к аварии. По словам одного из очевидцев, в прошлом летчика-испытателя, лайнер шел на столь малой высоте, что зацепил трибуны. На международных выставках и аэросалонах пилоты не раз демонстрировали уникальные пилотажные характеристики Су-27. Но почему во время массового шоу летчики допустили снижение до критической границы - пока не ясно.
Версия номер два - отказ двигателей самолета. Она не исключается до сих пор. Говорить о том, что это предположение несостоятельно, пока рано, но на этот счет есть вполне определенные мнения. Российские военные эксперты склонны считать причиной трагедии во Львове исключительно человеческий фактор.
К такой версии, к примеру, склоняется бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Анатолий Корнуков: "На мой взгляд, это была очевидная авантюра с точки зрения организации полетов, потому что над зрителями самолету проходить нельзя. Техника здесь ни при чем".То, что украинским Су-27 управляли опытные летчики, по мнению эксперта, ни о чем не говорит. В самом деле, большие военные начальники на подобные полеты выходят не часто. И это в какой-то степени тоже можно отнести к просчетам организаторов авиационного праздника.
Аналогичного мнения придерживается и бывший командующий ВВС Московского округа Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин. Он заявил, что даже при отказе обоих двигателей лайнера, трагедии можно было бы избежать.
К тому же, по словам летчиков - испытателей, практически невозможно, чтобы в Су отказали одновременно два двигателя - так заявил агентству "Интерфакс-АВН" известный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур.
Черные ящики найдены, но окончательный результат расшифровки записей появится не раньше, чем через неделю - говорят представители оборонного ведомства и правительственной комиссии. Тем не менее, первые выводы о причинах катастрофы уже есть. Машину пилотировали на предельно малой высоте - летчики переоценили свои возможности. Пилоты не осознавали, что в данном случае лихачество - не допустимо. Воздушный балет обернулся горем для сотен людей.
Фигура, которую не удалось выполнить пилотам во время демонстрационного показа, называется "полубочка через спину". Она достаточно известна среди специалистов, но её выполнение на авиашоу, по крайней мере, российские эксперты считают фактом исключительным. Особенно, если учесть, что учебные полеты проводятся нерегулярно, техника простаивает, а потому человеческий фактор может привести к непоправимым последствиям.
После ЧП всегда легче говорить, чем до. Прогнозировать подобное не всегда удается. И, тем не менее, кто из больших военных начальников не знал, что сейчас состояние отечественной авиации далеко от идеального? Что выпускников летных училищ не допускают к полетам из-за того, что учиться им приходится не в условиях, приближенных к боевым, а почти на картонных муляжах? С болью, но, тем не менее, признает это и Президент.
Леонид Кучма, Президент Украины: "Це практично бiда для всiх пострадянських республiк - це технiка, яка, можна сказати, вiдпрацювала свiй технологiчний термiн. Я не буду тут робити якiсь припущення, що за причина, я думаю, що наше завдання розiбратися i сказати iстину. Ну а головне - висловити саме глибоке спiвчуття родинам загиблих. Тут також високi слова зайвi. Єдине що, i в цьому я переконаний, сам буду тримати це на контролi, щоб кожна сім'я не опинилась без допомоги держави".
Летчики действительно выполняли чрезвычайно сложную программу. Маневренные возможности машины пилоты использовали максимально. Самолет пилотировали летчик-испытатель 1-го класса полковник Владимир Топонарь и летчик 1-го класса Юрий Егоров. В частности, один из них участвует в полетах "Украинских соколов" - пилотажной группы, которая выполняет демонстрационные показы. В нее входят лучшие - наиболее подготовленные и опытные - летчики украинских ВВС. И Топонарь, и Егоров, по мнению специалистов, профессионалы, и имеют солидный послужной список. У каждого из них - по 2 тысячи часов летной практики.
Иван Гайда, заместитель начальника Военного госпиталя: "Пiлоти були доставленi вчора пiсля катастрофи, у обох травма поперекового та грудного вiддiлу хребта. У одного компресійний перелом грудних хребцiв. На даний момент вони перебувають в шоковому станi. Обстеженi вчора, сьогоднi проводиться їхнє лiкування".
Безопасность граждан - прежде всего. Этот, казалось бы, непреложный постулат 27-го июля был нарушен. Самолет, по всем требованиям, должен был проходить как минимум в 150 - 200 метрах от зрительских трибун. Почему кураж - летчиков или организаторов показательных выступлений - взял верх над безопасностью сотен людей? Что это - роковая случайность или ошибка пилотов - предстоит выяснить следствию. Этим займется Генеральная прокуратура Украины совместно с правительственной комиссией, созданной для расследования случившегося. Военной прокуратуре Западного региона, которая стала инициатором возбуждения уголовного дела по статье 416-й "нарушение правил полетов или подготовки к ним", расследование не доверили. Для справки, эта статья предусматривает наказание виновных в виде лишения свободы от 5 до15 лет.
В авиационном военно-промышленном комплексе "Сухой", тем не менее, не исключают, что причиной трагедии на авиашоу мог стать и отказ двигателей. По мнению экспертов, после распада СССР авиатехника в Украине эксплуатируется с серьезными техническими нарушениями. К тому же, страна из-за отсутствия средств практически прекратила закупку запчастей. У многих деталей, хранящихся на складах, давно истек срок годности. И такой подход к обслуживанию техники не может гарантировать высокой надежности самолета.
Сейчас проводится расшифровка записей черных ящиков. Планируется, что будет создан макет самолета, и специалисты проведут трехмерное моделирование ситуации - это должно существенно помочь в установлении причин аварии. Между тем, горожане шокированы. У здания морга - очередь. Львовяне пытаются опознать тела своих близких. В военном госпитале у палаты интенсивной терапии, где находятся спасшиеся летчики - Владимир Топонарь и Юрий Егоров - выставлена круглосуточная охрана. По мнению стражей правопорядка, такие меры необходимы - во избежание попыток родственников погибших расправиться с пилотами.
Василий Рябошапко, начальник Управления МВД Украины во Львовской области: "Надзвичайно складнiй аспект, для того щоб якось, якщо можна говорити про пом'якшення цього удару для людей, ми сформували спецiальну - вибрали наших кращих працiвникiв. В склади наших пiдроздiлiв включенi лiкарi-психологи, якi нададуть всіляку допомогу родинам, якi потерпiли вiд цiєї трагедiї..."
По итогам проведенного в субботу совещания президент Украины, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Леонид Кучма уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами Владимира Стрельникова. Он, кстати, находился во время демонстрационных полетов на аэродроме. Вслед за Стрельниковым поста лишился командующий 14-м авиакорпусом Сергей Онищенко - его уволил министр обороны Владимир Шкидченко.
Позже и он понял, что занимать должность не имеет права. И подал прошение об отставке. В рапорте он указал, что, являясь министром обороны, не обеспечил безопасность граждан страны в мирное время. И еще - что лично несет всю ответственность за случившееся. То есть, несмотря на то, что окончательные выводы правительственная комиссия еще не сделала, свое фиаско глава оборонного ведомства уже признал. Как, вероятно, и то, что фразы о "чутком руководстве" и контроле за проведением мероприятия - всего лишь слова, не имеющие под собой более менее почвы. Вывод напрашивается сам собой - армия утратила доверие. По крайней мере, мирного населения.
Трагедия стала поводом и для политических спекуляций. Лидеры некоторых парламентских фракций не преминули сразу же выступить с предложениями - созвать внеочередную сессию Верховной Рады и перечислить месячную депутатскую зарплату в пользу пострадавших.
Финансовая помощь правительства /а точнее налогоплательщиков/ семьям пострадавших в результате катастрофы Су-27 составила 10 миллионов гривен. Средства выделили из резервного фонда. Получить деньги и бесплатно - так распорядились областные власти - похоронить близких можно было уже в воскресенье. Губернатор Львовской области подписал распоряжение о выделении 130 тысяч гривен в качестве помощи пострадавшим. Во Львове созданы 2 штаба - в управлении внутренних дел и в управлении по чрезвычайным ситуациям, которые будут работать круглосуточно. Телефон - 8 0322 72-65-92.
Для информирования населения работают "горячие телефонные линии":
МЧС - 33 31 01, 75 72 91
ГУ МВД Украины во Львовской области - 74 47 32, 72 47 44
Управления здравоохранения - 76 45 92
Администрации города 72 65 92
Код Львова - 0322
Любомир Буняк, львовский городской глава: "Звичайно, головне завдання - це буде гiдно похоронити, якщо так можна виразитись, жертв, загиблих цiєї жахливої катастрофи, а потiм надати допомогу рiдним, близьким, родичам загиблих. Це прийнято рiшення на рiвнi держави. Були видiленi кошти з резервного фонду, i держава всi витрати зв'язані з похоронами бере на себе, i мерiя теж бере на себе зобов'язання надати допомогу, i це мi вже зараз робимо, вже працюють похороннi бюро, уже, ви чули, розмова була зi мною в вiдношеннi похоронiв - це вже з мiст доповiдають керiвники районних штабiв".
Уже в субботу, сразу же после трагедии, многие пришли в больницы - сдать кровь. Чтобы обслужить всех доноров, в лечебных учреждениях не хватало персонала. Кровью, белковыми препаратами и плазмой Львову помогли другие города Украины.
Ростислав Тимощук, главврач Городской клинической больницы # 8: "Було викликано, i дуже швидко прибули операцiйнi сестри, старшi сестри, для того щоб у вiддiленнях забезпечити медикаменти, бiлизну все iнше. Буквально через декiлька годин пiсля цiєї катастрофи, пiсля того, як населенню стало вiдомо, що така велика кiлькiсть є травмованих, були i дзвiнки i пропозицiї вiд громадян про їхнє бажання здати кров для потерпiлих. Була розвернута станцiя переливання кровi обласна, вона працювала цiлу нiч. Так що зараз кров'ю всi хворi практично забезпеченi..."
Генеральная прокуратура уже сделала первые выводы. Задержаны экс-командующий ВВС Украины Виктор Стрельников и еще трое высокопоставленных военных чиновников. Причиной катастрофы уже называют "серьезные просчеты при организации полетов в военно-воздушных силах в целом и во время авиашоу во Львове - в частности".
Между тем, агентству журналистских расследований удалось добыть довольно интересные сведения. Выяснилось, что репетиционный полет отрабатывался не на той машине, на которой в полдень 27-го июля вылетели пилоты. Плюс к тому - тренировка за день до событий проходила в так называемом "облегченном" режиме - во время авиашоу самолет с полным баком бензина весил на 4 тонны больше, чем на репетиции. Это ни в коей мере не освобождает пилотов от ответственности, но в очередной раз доказывает - к организации воздушного праздника ответственные лица отнеслись, мягко говоря, халатно, а даже - и это не будет преувеличением - преступно.
До конца срока, отведенного Президентом на расследование всех обстоятельств трагедии и выяснения, кто виноват, осталась неделя. Зато с тем, что делать, определились сразу. Глава государства запретил отныне проводить какие-либо авиашоу. Так же резко, как осенью прошлого года ввел запрет на учебные ракетные стрельбы после попадания в российский Ту-154 украинской боевой ракеты.
Что дальше? Вряд ли отсутствие парадов, учебных стрельб и показательных полетов изменит ситуацию с недостаточным финансированием армии, и вряд ли подобные меры могут заставить народ снова поверить в профессионализм отечественных военных.