Успешность в математике связана с эмоциональным равновесием [ Редагувати ]
Неудачи в решении математических задач могут быть связаны в большей степени с работой мотивационных центров в подкорковых зонах мозга, чем с отсутствием способностей как таковых.
Трудности с математикой не всегда имеют причиной отсутствие способностей; нередко проблема связана с излишней тревожностью, которая предшествует решению математической задачи. Иными словами, решая задачу, следует думать не о ней, а над ней. К такому выводу пришли психологи из Чикагского университета (США), проанализировав активность мозга нескольких студентов с боязнью математики.
Исследователи подвергли учащихся психологическому тесту, в котором нужно было ответить, где и когда испытуемый ощущает перед математикой наибольший страх: накануне занятия, по пути в аудиторию, получив задания для решения и т. п. После этого самых пугливых пригласили поучаствовать во втором этапе эксперимента. На этот раз студенты получали некий зрительный сигнал, который предшествовал математическому или орфографическому заданию. Через какое-то время это задание появлялось на мониторе. Активность мозга постоянно отслеживалась с помощью фМРТ.
По словам учёных, у студентов с самым высоким уровнем "математической тревоги" ещё до того, как они получали само задание, сильно активировались некоторые участки височной и лобной долей. При этом степень возбуждённости названных зон была обратно пропорциональна доле правильных ответов: если активность была высока, то количество правильных ответов составляло 68%; если активность была минимальна, число правильных решений возрастало до 83%. При этом у испытуемых, не имевших страха перед математикой, число правильных ответов достигало 88%.
Этими "тревожными" участками мозга оказались подкорковые структуры, хвостатое и прилежащие ядра. Они не вовлечены в собственно решение задач, зато они являются важной частью системы подкрепления. Эти структуры формируют мотивацию, отвечают чувством удовольствия при выигрыше и оценивают возможный риск, с которым придётся столкнуться при выполнении задания. Это они включаются, когда мы принимаем решение "играть — не играть"; это из-за них в предчувствии проигрыша у нас потеют ладони и замирает сердце.
Для практики же отсюда следует вот что: повысить свои успехи в математике можно не только постоянными упражнениями, да и на валерьянку перед экзаменом не стоит так уж полагаться. Нужно не просто подавлять свои эмоции, нужно уметь направлять свои психические ресурсы на концентрацию внимания на самой задаче. Если меньше думать о выигрыше, победа придёт сама собой. В общем, получается этакая почти восточно-джедайская мудрость, правда, подкреплённая магнитно-резонансной томографией.