А топливный "ларчик" открывается просто [ Редагувати ]
Полтора десятилетия своего существования Украина ищет альтернативные источники поставок топлива за рубежом. Процесс проходит с переменным успехом, константным остается лишь результат - каждый год в начале отопительного сезона страна задумывается над вопросом "как бы не замерзнуть, а перед посевной как бы посеять". Тем временем, решить топливную проблему руководство страны может не выезжая за границу, а обратив внимание на ситуацию в ТЭК самой Украины.
Последняя информация "по теме" поступила из Средней Азии. Громом среди ясного неба она не стала, но задуматься отечественным властям теперь надо уже очень серьезно. Все газовые ресурсы трех азиатских республик оказались под контролем "Газпрома": Казахстан и Россия заключили соглашение о транзите газа из Туркменистана и Узбекистана. Теперь в Средней Азии больше не найдется газа для Украины, и наша страна первой ощутит последствия действий российской газовой монополии. Такой вывод сделали российские средства массовой информации.
В Украине же опять громко заговорили, что правительству и Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" пора поменять приоритеты и не ставить во главу угла преимущественно бесплодные переговоры по топливным вопросам с россиянами, казахами и так далее, а наконец-то обратить пристальное внимание на эффективное разрешение внутренних проблем. То есть просто-напросто навести порядок у себя "под носом", взять под контроль предприятия топливно-энергетического комплекса, часть которых принадлежит государству, и начать эффективно управлять ими. В первую очередь речь, естественно, идет о ЗАО "Укртатнафта", 43% акций которого владеет государство, а само предприятие обеспечивает 30% потребностей отечественного рынка.
Правда, пока что после решения Высшего хозяйственного суда, который удовлетворил кассационную жалобу НАК "Нефтегаз Украины" о признании недействительным пункта 5.3 договора о создании и деятельности ЗАО "Укртатнафта" в части оплаты компаниями Amruz Trading A. G. (Швейцария) и Sea Grоup International Inc (США) акций ЗАО векселями, внятной позиции правительства в вопросе возвращения предприятия под контроль государства никто еще не услышал. Учитывая апатичное поведение правительства, поднимать проблему начали народные депутаты.
Социалист Николай Рудьковский без обиняков заявил, что государство должно вернуть контроль над ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ), и это для страны есть первоочередной задачей. Член парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности считает: "Сейчас в судебном порядке нужно вернуть ситуацию с Кременчугским НПЗ к состоянию статус-кво относительно устава этого предприятия", и называет ненормальным явлением, когда "в результате конвертации долгов часть акций перешла в руки никому неизвестных компаний". Адекватное решение суда, по мнению Рудьковского, позволит Украине получить реальный механизм влияния на отечественный рынок нефтепродуктов, а ситуацию в нефтяной отрасли страны он назвал попросту ненормальной. Более того, "то, что сейчас происходит в нефтяной отрасли Украины, особенно в госсекторе, - это преступление. Иначе и не назовешь", - констатировал народный депутат.
Коллеги Рудьковского по работе в топливном парламентском комитете - Александр Гудыма и Юрий Оробец. Первый в очередной раз напомнил правительству, что государство в силах самостоятельно влиять на внутренний рынок нефти и нефтепродуктов, и именно на примере Кременчугского НПЗ надо показать, что в Украине еще остались государственные интересы. Второй сделал попытку "достучаться" до сознания Кабмина и НАК "Нефтегаз Украины" утверждением, что использование внутреннего ресурса для обеспечения энергетической безопасности страны является гораздо более действенным инструментом, нежели поиск внешних источников или постройка новых объектов.
Комментируя ситуацию, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин констатировал то, что, в общем-то, и так является секретом Полишинеля - в Украине отсутствует государственная политика в сфере регулирования нефтепереработки. По мнению эксперта, государство могло бы контролировать до 40% рынка, создав вертикально-интегрированную компанию. "Однако в этом направлении ничего пока не сделано. Государственные пакеты акций предприятий по-прежнему разрознены и даже не являются контролирующими", - отметил Владимир Сапрыкин, и добавил, что на ряде предприятий, где государственные пакеты акций значительны, менеджмент ведет игру в пользу третьих лиц, а государство вообще отстранилось от контроля даже тех пакетов акций, которые у него есть. Это, безусловно, справедливо по отношению к "Укртатнафте". Правда, понять, что бездеятельность государственных чиновников вредит интересам Украины, сами державные мужи не могут, и продолжают искать топливо по заграницам.
А сделать-то надо совсем ничего - провести собрание акционеров, на котором отстоять законные интересы страны, и начать реализацию нормальной государственной программы по обеспечению топливом. Правительство и НАК наконец-то должны взяться за наведение порядка в управлении отечественным рынком нефти и нефтепродуктов, используя те активы, которые принадлежат государству, но почему-то контролируются и управляются в интересах третьих сторон. Вместо того, чтобы видеть соринку в зависимости от российской нефти, необходимо вытащить колоду проблем с эффективным управлением собственного нефтегазового хозяйства. И тогда не надо будет выслушивать страшилки с северо-востока о холодных украинских зимах. Да и перед согражданами за собственную бездеятельность представителям "новой власти" не будет стыдно.