Закон о Кабмине: Пиррова победа президента [ Редагувати ]
Принятие новой редакции закона о Кабинете министров последние несколько месяцев было одним из главных пунктов президентско-премьерского противостояния в его парламентской части. И вот 16 мая крепость была сдана – БЮТ поддержал-таки невыгодное его главе решение. На следующий же день закон подписал Виктор Ющенко. Раунд за ним?
Законодательные маневры
С января текущего года вокруг грядущих изменений закона о Кабмине произошло столько всего интересного, что по уровню скандальности его утверждение сравняется разве что с вялотекущим конституционным процессом, который призван превратить Украину то ли в исключительно президентскую (если судить по объему полномочий), то ли честно парламентскую республику. Но вариациям на тему Основного закона пока не видно конца-края, а предмет внутрикоалиционного противостояния с трудом, но все-таки миновал и парламентскую, и президентскую стадию. Глава государства добился того, чего хотел: Кабмину теперь придется играть по его правилам.
То, что без изменений не обойдется, стало ясно еще в январе. Президент тогда задекларировал намерение несколько поужать премьерские полномочия и отправил профильный законопроект в парламент. К удивлению общественности, премьерская сила не была слишком против, хотя вопросов по содержанию плода трудов СП хватало. Но уже лидер БЮТ несколько опрометчиво задекларировала готовность "идти на все" ради высших целей: в том случае речь шла о кадровых переменах. Не срослось: оппозиция более чем вовремя затеяла полуторамесячную борьбу против ПДЧ-инициатив президента/премьера/спикера. А в марте появилась возможность продать голосование пресловутого закона подороже – за досрочные выборы столичного мэра. Что и было сделано, но с оговорками: БЮТ морально приготовился к активному производству поправок. В дальнейшем судьбу "самого спорного законопроекта" настойчиво спускали на тормозах. В апреле не срослось из-за отсутствия на заседании ВР основного докладчика по вопросу – Юрия Ключковского (до этого, правда, "бютовцы" сначала пытались организовать первоочередное голосование по отмене депутатских льгот). А парламентский май начался с очередного раунда торгов, подкрепляемых в меру эффективной блокадой трибуны. Основная мысль – все та же, что и в январе: БЮТ вообще-то не против, но давайте сначала примем антиинфляционную программу правительства.
В этот раз затянуть с принятием окончательного решения блоку имени премьера удалось всего лишь на несколько дней. После чего все-таки пришлось отдать 155 голосов "на растерзание" коварному законопроекту. С 17 мая (день утверждения президентом) премьеру приходится привыкать к новым нормам существования.
Новая версия закона о Кабинете министров хоть и не настолько ярка, как проекты по изменению Конституции, но тоже способна впечатлить незакаленное воображение. Отныне назначение премьера должно быть синхронизировано с утверждением программы правительства, а если президента не устраивает кандидатура - может и "завернуть". Премьер теряет полномочия "верховного координатора" деятельности министерств и центральных органов государственной власти – теперь это будет полномочием Кабмина в целом как коллегиального органа. Кроме того, определенные сложности возникают с отставкой "президентских" министров – обороны и иностранных дел: теперь организовать представление об их увольнении без согласия Гаранта Конституции невозможно. В общем же деятельность правительства "скрасит" ряд других пропрезидентских плюсов, одним из самых отрадных среди которых станет обязанность выполнять все решения СНБО, которые были введены в действие указом президента.
Подобное усечение полномочий (пусть и ожидаемое) не могло бы порадовать ни одного премьера. А с учетом того, как долго Юлия Владимировна и ее соратники оттягивали принятие злополучного закона, становится интересно: что же вынудило БЮТ дать окончательный "положительный ответ" и из чего теперь сошьют знамя следующего этапа для премьерско-президентских маневров. Ведь маловероятно, что после этого топор позиционной войны будет торжественно закопан.
Затишье перед бурей?
За долгие месяцы возня вокруг закона о Кабмине успело превратиться в непременный символ, с одной стороны, проблем внутри коалиции, а с другой – противостояния президента и премьера. И хотя на самом деле причин и для первого, и для второго хватало, из постоянно откладываемого в долгий ящик законопроекта получился неплохой фетиш. Премьер трясется над своими полномочиями и не идет на уступки, а ее фракция готова из желания угодить лидеру наплевать на идеалы парламентского большинства – если бы повода для упражнений в подобной риторике и не было, его определенно стоило придумать.
После того, как украинский политикум вдруг лишился одной из любимейших тем для спекуляций, возникла потребность в изобретении нового средства развития уже ставшей традиционной для всех лагерей (президентского, премьерского и оппозиционного) риторики. Благо, поводов для углубления противостояния хватает: конфликт вокруг ФГИ снова набирает обороты, приватизация подвисает в воздухе, а правительство попеременно борется то с ценами, то с инвесторами. Но стать дублером для "великого и ужасного" закона большинству из этих "рабочих моментов" трудновато: и, казалось бы, накала страстей хватает, но масштабы для превращения в наглядный лозунг не те.
Временной мерой по заполнению свободной информационно-скандальной ниши стали пересуды вокруг того, почему же Юлия Тимошенко позволила-таки проголосовать своим бойцам так, как не ей надо. Основных рабочих версий две: "ее премьерство все равно заканчивается" и "наверное, удалось продать согласие подороже".
Приверженцев у первой версии хватает. К ней с завидной периодичностью склоняются политологи (впрочем, отставку Юлии Владимировне "сватают" едва ли не со времен старта кампании "Вернем вклады народу" и попыток президента лишний раз попиариться на чужом предвыборном обещании). Последовательными поклонниками подобного взгляда на развитие ситуации были и остаются оппозиционеры. Партия регионов выразила свою точку зрения практически сразу же после спорного голосования. "Принятие Верховной радой этого закона свидетельствует о том, что Юлия Тимошенко собирает свои вещи из Кабмина и работать в условиях этого закона будет кто-нибудь другой", - поделился своими подозрениями Михаил Чечетов. Трудно сказать, чего в мнении "меньшевиков" больше: сочувствия (которое они уже выражали в апреле), злорадства (несмотря на синхронное ситуативное голосование по ряду вопросов, проявления чрезмерной лояльности в отношениях двух политических сил найти сложновато) или озабоченности собственной судьбой (грезы о "широкой" коалиции" - это, безусловно, романтично, но премьер-"регионал" пока стране не "светит"). В любом случае, реакция ПР предсказума и логична, а вот во взаимоотношениях коалиции стоило бы ожидать более наглядного затишья перед бурей, если уж действительно речь шла о каких-либо невиданных преференциях.
Предполагаемое братание на почве премьерских уступок президентским желаниям погибло на корню: Спустя несколько дней перманентная пикировка между Банковой и Грушевского перешла в плоскость: обещали, но не дали. Глава президентского Секретариата сообщил, что "бютовская" часть коалиции "задолжала" партнерам еще восемь законов, поэтому расслабляться премьеру рано. Еще одним тезисом, которым Виктор Балога поделился с аудиторией стала его уверенность в том, что неприятие премьером нового закона связано с ее нежеланием играть по правилам.
Главу же правительства, в свою очередь, явно возмутил тот факт, что даже после утверждения закона о Кабмине президентская сторона не смягчилась. В частности это касалось и решения СНБО по поводу разработки шельфа Черного моря, и возбуждения уголовного дела против назначенного Кабмином и.о. главы ФГИУ Андрея Портнова. Судя по реакции Юлии Тимошенко, второе событие рискует стать последней каплей в чаше временного перемирия. "Это не против Портнова возбуждено дело. Это возбуждено дело против меня лично, против наведения порядка в Украине", - заявила премьер, которая расценила действия ГПУ как препятствование процессу приватизации.
Ожидаемое затишье после синхронного коалиционного голосования получилось не таким масштабным, каким ожидалось сначала. Да и в список стопроцентных побед президента принятие "закона Х" относить рановато. Виктор Андреевич, безусловно, выиграл: президенту теперь будет житься куда приятнее, чем премьеру. Но, как показывает практика, перечень спорных вопросов не закончился, оснований для дружбы маловато будет, а покидать кресло главы Кабмина Юлия Тимошенко пока не спешит. Не исключено, что ее лояльность по отношению к ограничению полномочий напрямую связана с тем, что Юлия Владимировна уже видит себя президентом. Но и уходить в отставку сейчас, пока рейтинги высоки, а запланированные решения не приняты – рано.
БЮТ и его глава продолжают борьбу: до отставки ли премьера, до победы ли над позициями президента и его Секретариата – покажет время. А на смену такому символичному закону о Кабинете министров приходят предполагаемые поправки Конституции – это и концептуальнее (а при благоприятных раскладах еще и нивелирует все недавние достижения президентского лагеря), и интереснее (ведь конституционный процесс уже пару лет считается персональной "фишкой" Виктора Ющенко). И в ближайшее время вокруг Основного закона может произойти много чего захватывающего. Ведь даже в то, что президенту и премьеру снится покой, трудно поверить. Слишком уж высоки ставки.