Пролетевший на "Оскаре" "Авиатор" прилетел в Украину [ Редагувати ]
Молодой Говард Хьюз, унаследовавший от отца (изобретателя буровой машины), большую часть акций "Hughes Tool Co" перебирается в Голливуд, надеясь покорить этот город. Став владельцем крупной кинокомпании, он с нескрываемым рвением и энтузиазмом приступает к съемкам фильма "Ангелы Ада". Картина изобилует дорогостоящими сценами воздушных боев и военных действий. Несмотря на многочисленные трудности, фильм закончен и, что важно, благосклонно принят публикой и критикой. Хьюз активно занимается продюсированием, все больше отдаваясь своей второй страсти - авиации. Он устанавливает абсолютный рекорд скорости в воздухе, покупает авиакомпанию TWA, строит самый большой в мире самолет "Геркулес". Не менее насыщена и личная жизнь молодого миллионера. Многочисленные увлечения и бурные романы не смогли затмить чувств к двум женщинам, королевам экрана - Кетрин Хепберн и Аве Гарднер. Находясь на волосок от смерти после испытаний нового самолета, Хьюз нашел в себе силы вернуться к делам и отстоять интересы своей авиакомпании в суде. Но блистательная карьера была лишь внешней стороной сложного внутреннего борения приведшего, в конечном счете, к душевной болезни.
За свою продолжительную карьеру Мартин Скорсезе не раз обращался к автобиографическому кино, решая при этом ряд задач одновременно: не только адекватно показать судьбу главного действующего лица, но и "схватить", зафиксировать тот мир, атмосферу, время в которых разворачивались события. Сходная задача стояла перед ним и в "Авиаторе". Фильм повествует о лучших годах Хьюза (середина 1920-х - конец 1940-х гг.), когда его имя не сходило с первых полос газет, а новые бесшабашные планы обсуждались в кулуарах Конгресса. Эта 25-летка для США была сложной, противоречивой эпохой. Едва ли не единственной отдушиной для простых американцев оставался кинематограф, к тому времени окончательно избавившийся от ярлыка "аттракцион", и берущий на себя функции "властителя душ". Но в "Авиаторе" это время показано через призму взлетов и падений конкретного человека. Шикарные вечеринки, дорогие машины, изысканные вечерние платья и костюмы, словом весь голливудский гламур во всем своем блеске и великолепии. Поразмышляв над трудными родами американской демократии в "Бандах Нью-Йорка", в "Авиаторе" Скорсезе полностью сосредоточился на жизни Говарда Хьюза, оставляя за скобками характерные черты того времени.
Само название картины говорит о том, какую из двух ипостасей Хьюза режиссер хочет показать наиболее развернуто и широко. Кинематографическим успехам миллионера посвящены первые двадцать минут, да плакат "Лица со шрамом" в загородном особняке; все остальное - подробный и захватывающий рассказ о страсти, переходящей в одержимость, к небу и новым техническим усовершенствованиям. Для Скорсезе образ Хьюза, прежде всего возможность показать превратности судьбы, когда красивый и преуспевающий бизнесмен превращается в инвалида и постепенно начинает сходить с ума. Во главу угла ставится "личный фактор", подчиняющий себе все остальное.
Леонардо Ди Каприо, являющийся не только продюсером фильма, но и вдохновителем всего проекта, прекрасно понимая уникальность шанса демонстрирует богатый актерский арсенал. Очевидно, что девчачьи визги и восторги, связанные с его работой в "Титанике" тяготили его, прежде всего как профессионала и он дважды сделал ставку на Скорсезе, чья режиссерская карьера безупречна, и похоже не прогадал. Проследить изменения личности на протяжении двух десятков лет - плодотворная почва для актера, которому есть что сказать своим зрителям. А помня об известной слабости киноакадемиков перед подобными сюжетными фабулами, такой расклад видится и вовсе идеальным. В фильме есть ряд по-настоящему сильных драматических сцен, где Ди Каприо наглядно показывает свое актерское мастерство. К его сожалению, он не получил "Оскар" за "Лучшую мужскую роль", как давно этого хочет. К тому же сам Скорсезе был в очередной раз обделен статуэткой. Тем не менее это не умаляет значимости новой работы киноклассика.
С 3 марта "Авиатор" выходит на экраны кинотеатров Украины.
Станислав Никулин, для "Киномании"