Генсоглашение между Кабмином и профсоюзами под вопросом [ Редагувати ]
Чем ближе день подписания Генерального соглашения между Кабинетом министров и профсоюзами, тем более очевидным становится тот факт, что процесс окончательного согласования документа не будет гладким.
Понятно, что, несмотря на заявление премьера Еханурова о готовности Кабмина подписать соглашение с профсоюзами именно 15 марта, правительство использует все рычаги для минимизации требований профсоюзов. По некоторым сведениям, в правительстве рассматриваются и сценарии срыва соглашения через контролируемых представителей внутри самого профсоюзного объединения, либо через объединение работодателей, которое также является стороной Генерального соглашения.
Какова же реальная вероятность такого развития событий? Являются ли крайние сценарии лишь способом давления Кабмина на профсоюзы? По нашим сведениям, в правительстве существуют серьезные внутренние противоречия в отношении соглашений с профсоюзами. С одной стороны, правительство заинтересовано в том, чтобы снизить остроту социального напряжения и декларировать намерение начать решать вопросы с долгами по зарплате именно сейчас, накануне выборов в Верховную Раду. Поэтому в Кабмине есть активные сторонники скорейшего подписания Генерального соглашения, пускай механизмы его реализации до конца и не определены. С другой стороны, членам Кабмина и, в первую очередь Юрию Еханурову, предстоит после выборов в Верховную Раду пройти через утверждение в новом парламенте. А потому показывать слабину и корректировать макроэкономические показатели бюджета лишними выплатами правительству сейчас совсем не хочется.
Еще в начале февраля Федерация профсоюзов Украины, возглавляемая Александром Юркиным, заявляла о том, что правительство блокирует подписание Генерального соглашения, предусматривающего, в частности, повышение прожиточного минимума до 734 гривен. Но уже 22 февраля были утверждены предварительные договоренности между Кабмином и профсоюзами. Намерение подписать генеральное соглашение и начать ликвидировать долги по зарплате, создать единую тарифную сетку и привести минимальную зарплату в соответствие с прожиточным минимумом было еще раз зафиксировано премьером Юрием Ехануровым и профсоюзным лидером Александром Юркиным. К этим договоренностям уже присоединилось и объединение работодателей. Подписанный документ, безусловно, существенно повысил рейтинг Александра Юркина как лидера самого мощного профсоюзного движения страны. Сам факт обсуждения темы тарифной сетки, прожиточного минимума и других пунктов профсоюзной повестки между правительством и профсоюзами является серьезным успехом Федерации профсоюзов.
Очевидно, что лидер ФПУ Александр Юркин готов к разумному компромиссу с Кабмином. При этом профсоюзы предлагают вполне конкретные расчеты, которые обосновывают предложения ФПУ по повышению прожиточного минимума и минимального уровня зарплат. Александр Юркин привел свои выкладки: "Если исходить из расчета 734 гривен, в бюджете должно быть дополнительно заложено 21,7 миллиарда гривен. Но ведь при этом налоговые поступления составят 15 миллиардов гривен, оживится рынок, снимутся вопросы дотации к пенсиям - будут сэкономлены 17,5 миллиарда гривен за счет экономии бюджетных расходов на покрытие дефицита Пенсионного фонда и предоставление субсидий".
Таким образом, интрига ближайших недель до даты планируемого подписания Генерального соглашения очевидна. Удастся ли ФПУ и его лидеру в позитивном смысле "дожать" правительство и использует ли Кабмин имеющиеся у него рычаги давления на профсоюзы вплоть до срыва соглашения? Время, как говорится, покажет. Стоит лишь отметить, что поскольку стороны в последнее время не выступают с резким публичными заявлениями в адрес друг друга, и более того, демонстрируют готовность все же подписать соглашение в назначенные сроки, лидеру ФПУ пока удается выбрать правильный тон взаимоотношений с Кабмином и другими сторонами переговорного процесса.