Когда народ хочет, а патриархи не могут [ Редагувати ]
Киев подготовился к празднованию 1020-летия крещения Руси: определено расписание литургий, запланирован концерт для молодежи, встречены зарубежные гости, самым почетным среди которых является Вселенский патриарх Варфоломей I. Но помимо праздничной составляющей, как водится, всплыла и политическая: то президент настойчиво рекомендует Церквям объединяться, то Россия вдруг переживает за свои права…
Церковный фронт
В поведении Виктора Ющенко нет ничего удивительного – он давний сторонник идеи о слиянии украинских православных церквей в одну. Заинтересованность Москвы тоже не вызывает изумления – для россиян юбилей Крещения не меньший праздник, чем для украинцев. Вот только обозначившийся вектор этого закономерного изумления несколько смущает: судя по отдельным замечаниям иерархов РПЦ и более откровенным статьям в российской прессе, главная проблема русского православия в канун праздничной даты – создание единой православной украинской церкви, существование которой будет непременно ущемлять северных соседей.
Факт потенциального ущемления отрицать нельзя. В том случае, если украинским православным все-таки удастся объединиться под сенью одной организации, действительно едва ли не больше всех пострадает Московский патриархат. Причем пострадает по многих фронтам.
Пожалуй, самое неприятное, что может ожидать РПЦ – это ее банальное сокращение. На сегодня Российская православная церковь насчитывает порядка 28 тысяч приходов – как в РФ, так и за ее пределами. По очевидным причинам подавляющее большинство нероссийских "подданных" Алексия II проживает на территории стран бывшего Советского Союза. А среди других автономий Украинская православная церковь – флагман: ее "ресурс" составляет по статистическим данным образца 2007 года почти 11 тысяч зарегистрированных приходов. Несложная арифметика показывает, что единый порыв украинских православных к объединению приведет к созданию Церкви, которая хотя бы численно сможет конкурировать с РПЦ на равных. Ведь если "забрать" из-под руки Московского патриарха 11 тысяч приходов УПЦ (МП), прибавить к ним около 4 тысяч приходов УПЦ (КП) и порядка тысячи приходов УАПЦ – около 16 тысяч приходов против оставшихся в распоряжении РПЦ 17 тысяч смотрятся весьма и весьма неплохо. А тысячи приходов – это не только сотни тысяч (а то и миллионы) спасенных душ, но и источники таких мирских соблазнов как деньги, земля и, что основное, власть.
Неуклонно растущее внутри самой России влияние РПЦ – уже само по себе серьезное достижение иерархов. Но возможность осуществлять, по сути, международное воздействие тоже дорогого стоит. Спустя полтора десятилетия Украина во внешнеполитическом отношении, несмотря на все усилия, так толком и не смогла сойти с российской орбиты. А огромное число прихожан УПЦ (МП) с из-под пророссийски настроенной церковно-идеологической руки выходить даже не планировали. Для верующих сохранение статус-кво – это неучастие в расколе. Для Московского патриархата– наличие сотен тысяч потенциальных агентов московского же влияния. В силу этих причин, было бы странно ожидать от российской стороны восторженного восприятия даже одной только мысли о создании единой поместной православной церкви в Украине. Поэтому начало небольшой информационной войны, приуроченной к торжествам по случаю крещения Руси, было вполне ожидаемым – потенциальное объединение "на базе" УПЦ (КП) превентивно называется потворством раскольникам и стремлением "испортить" духовно-политические отношения со "старшей сестрой".
Богу - Богово, а президенту - единую церковь
Маловероятно, что основной целью отцов украинской нации, пропагандирующим идею православного объединения, является стремление подложить свинью России. Мечта о единой поместной церкви таится в душах не только десятков и сотен тысяч прихожан, она популярна и среди политиков. Удивительного в этом мало: подавляющее большинство украинских власть имущих рано или поздно находят дорогу в храм (искренность желания присутствовать на торжественных богослужениях остается на их совести), а существование трех основных православных церквей на территории одной страны может вызывать реформаторский зуд у людей даже далеких от церковной деятельности. Понять политиков-"реформаторов" тоже можно: с одной стороны, дело богоугодное, с другой – и повод остаться в истории неплохой. Посему многие "звезды" украинского политикума периодически делятся с окружающими своей точкой зрения на "православную проблему". Особо часто внимание этому вопросу уделяет и президент.
Виктор Ющенко изначально был одним из апологетов идеи по возможности скорейшего объединения УПЦ (МП), УПЦ (КП) и УАПЦ в единую структуру. "Мечта" (по его собственному признанию) базируется на желании избежать еще одного пункта перечня оснований для раскола страны. Но если настойчивые разговоры о "двух Украинах" вошли в повседневную реальность в 2004 году, то церковным разногласиям лет все-таки побольше и во многом они поглубже будут. Тем не менее, президент уверен, что заметных препятствий для объединения не существует – достаточно только внимательно выслушать волю народа и поспособствовать активации переговорных способностей иерархов. Со своей стороны Виктор Андреевич время от времени обещает всецелое содействие, правда, в светских рамках. "Я буду всячески способствовать и буду делать все, что зависит от светской власти, … чтобы привести Украину к церковному пониманию, чтобы вывести Украину из церковного межконфенсионального кризиса", - заверяет президент.
По большому счету, слова Виктора Ющенко справедливы: возможности непосредственно повлиять на строптивых церковных властителей у него нет. Максимум, что он может сделать – это пропагандировать и содействовать, даже если подобные усилия и вызывают недобрую иронию пророссийской прессы.
В тоже время, трудно сказать, насколько оправданы чаяния Виктора Андреевича войти в историю президентом, поспособствовавшим объединению украинской нации на религиозной основе. Во-первых, далеко не все граждане Украины являются прихожанами какой-либо из православных конфессий. Во-вторых, как уже упоминалось выше, основные моменты противопоставления частей Украины лежат вне религиозной парадигмы. Тем не менее, многие религиозные разногласия объединение бы решило, что напрямую поспособствовало бы оздоровлению ситуации в целом. Во всяком случае, у церквей отпала бы необходимость воевать за исторически значимые храмы, "хлебные" приходы и каждую душу. Впрочем, в конечном итоге вопрос "единости и поместности" должна для себя решить и каждая отдельная "душа", а не только иерархи и политики.
Глас народа…
Казалось бы, для того, чтобы в Украине появилась эта самая единая поместная церковь, достаточно просто захотеть. Только, судя по всему, желающих не хватает. Неоднократно о своей готовности к слиянию заявляла Украинская автокефальная православная церковь. Одобрительно к идее относятся и в УПЦ (КП). УПЦ (МП) как всегда – категорически против, причем не только на уровне иерархов, которые не хотят расставаться с РПЦ и терять собственные позиции, но и отдельных прихожан.
Сторонники Московского патриархата обычно поясняют свой "непатриотизм" принципиальностью: многие не хотят иметь что-либо общее с "раскольниками". Поэтому путь к объединению с точки зрения МП достаточно тернист: сначала руководство КП кается в расколе, потом всеми приходами возвращается в лоно истинного православия и только после этого РПЦ будет готова рассмотреть вопрос "свободного плавания" своих украинских "подданных".
Для Украинской православной церкви Киевского патриархата такой путь малоинтересен. Разумеется, пострадает верхушка – ей предстоит покаяться и лишиться всех привилегий. Но и верующим придется нелегко – ведь РПЦ не признает таинств "раскольников". Фактически, в случае слияния с УПЦ (МП) десятки тысяч людей вдруг окажутся некрещеными, непричащеными, невенчанными. Но и уже сейчас "второстепенная" роль раскольников в праздновании 1020-летия Крещения "на лицо" – непризнанный патриархом Филарет не сможет принять участие в большей части торжественных богослужений. С точки зрения церковной иерархии – все логично, но не факт, что не унизительно для многих верующих. А чтобы без унижений – нужно либо каяться, либо объединяться.
Согласно последнему исследованию, проведенному Киевским международным институтом социологии, единую церковь украинцы хотят: 41% - "за", 9% - "против". Причем 45% предпочитают видеть во главе процесса именно УКП (КП), и только 18% - УПЦ (МП). Не исключено, что причина разбега цифр в том, что среди прихожан Киевского патриархата в принципе больше сторонников объединения. К тому же их традиционно считают более "национально сознательными" по сравнению со значительной частью верующих УПЦ (МП), многие среди которых автоматически ориентированы по российскому вектору.
Но одно социсследование апологетов не выручит. Для создания единой поместной церкви, которая укрепила бы международно-религиозный имидж Украины (правда, еще по одному пункту подпортила бы отношения с Россией) и несколько стабилизировала внутреннее положение вещей, нужна не только политическая воля, но и множество не только политических усилий. Вот только часто церковные власть имущие слишком заняты разборками между собой, а не планированием всеобщего блага. Например, недавно Московский патриархат начал подозревать, что КП попытается решить "свою проблему" благодаря помощи высокого гостя празднеств - Вселенского патриарха, предстоятеля Константинопольской православной церкви Варфоломея I. Предполагается, что УПЦ (КП) дружным строем вернется под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а уже "оттуда" пустится в свободное автокефальное плавание. Представители Киевского патриархата наличие подобных чаяний в своих рядах отрицают и от участия в расколе православного мира отказывается. Зато Московский патриархат "киевляне" обвиняют в попытке срыва празднований, например, путем сокращения "кворума" высоких гостей. Так что, если судить по поведению руководства двух украинских православных церквей, единством тут даже не "пахнет". И снова вся надежда на народ. Который, вроде бы, не против…